Спортивные игры для детей: польза, влияние, по возрастам

Влияние спорта на ребенка

В век технического прогресса ежедневная физическая активность человека уже не та, что была лет 20 назад. Это касается и сегодняшних детей. Многие мальчишки и девчонки гораздо больше времени проводят с гаджетами в руках, чем бегая и прыгая. Но именно от того, насколько человек подвижен и энергичен, зависит психологическое и физическое развитие, а также здоровье в целом. Сидячий образ жизни непременно ведет к проблемам и патологиям.

Поддерживать организм в порядке помогает спорт. Занятия физкультурой восполняют ежедневную потребность в движениях. Особенно это относится к младшему поколению — спорт влияет на детей исключительно благотворно.

Единственное, что следует помнить — все хорошо в меру! Физические упражнения станут благом, когда человеку комфортно. Если ребенку тяжело — уменьшайте нагрузки. Если ребенку неуютно на занятиях — меняйте тренера или секцию. Если ребенку не нравится вид спорта — смените направление.

Как приучить ребенка к занятиям

Мечта мам и пап — здоровый, сильный и умный ребенок. Желая, чтобы чадо выросло таким, родители отдают его в спорт. Но через какое-то время часто слышат: «Не хочу, не буду». Заставить малыша ходить на тренировки против воли можно, но это не лучший метод. Несколько рекомендаций, как сделать занятия спортом желанными:

  • вводите физические нагрузки постепенно. Не стоит отдавать ребенка в секцию, где тренировки проходят 5 раз в неделю;
  • хвалите за любые достижения и не ругайте за неудачи;
  • не сравнивайте с другими детьми. Говоря своему чаду: «Посмотри, какой Петя молодец!», вы добьетесь противоположного результата;
  • тщательно выбирайте секцию и тренера. Рядом с наставником ребенку должно быть комфортно;
  • чаще интересуйтесь увлечениями ребенка. Возможно, сначала ему нравилось фигурное катание, а спустя время появилась мечта стать пловцом. И теперь на лед малыш выходит без энтузиазма;
  • подавайте пример. Если мама и папа в выходной с удовольствием катаются на лыжах, а не лежат весь день на диване, то и для ребенка активный образ жизни будет в порядке вещей.

В каком возрасте ребенку следует начать заниматься спортом

Когда отдавать чадо в спорт? В 4 года? К первому классу? Или еще позже? Эти вопросы часто становятся камнем преткновения для родителей.

Медики и тренеры единогласны во мнении, что упражнения важны уже с первых месяцев жизни. Но это еще не спорт. До 4-5 лет нужны лишь физкультура и подвижные игры. По достижении этого возраста детей уже принимают в секции. Но основная масса спортивных занятий проходит в игровом формате. Это единственно правильный вариант. В противном случае они превратятся в муштру, подавляющую индивидуальность, и не по годам большие нагрузки.

Уже к 7-8 годам ребенок и психологически, и физически готов к более серьезным тренировкам. Они становятся полноценным спортом с нацеленностью на результат. К этому возрасту уже понятны склонности и интересы мальчика или девочки, соответственно, занятия будут более эффективными.

Какие есть виды спорта

Существует множество видов спорта, доступных в юном возрасте. Наиболее популярны среди летних — футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика, легкая атлетика, теннис, а зимних — хоккей, лыжный и конькобежный спорт, сноубординг, фигурное катание. Менее распространены конный спорт, велоспорт, фехтование, альпинизм, биатлон, керлинг.

Для мальчиков предпочтительнее выбирать направления, развивающие силу, выносливость, быстроту реакции. Девочкам больше подходят виды спорта, где акцент сделан на гибкость, пластичность, скоординированность. И все без исключения направления помогают ребенку стать более целеустремленным, ответственным, трудолюбивым.

Влияние на здоровье детей

Влияние занятий спортом на здоровье сложно переоценить. Тренированный человек легче противостоит пагубному воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, становится более резистентным к вирусам, быстрее восстанавливается после болезней и травм. По статистике, почти 80% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и периодически не посещают уроки физкультуры.

Благодаря регулярным тренировкам можно предупредить развитие гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета, остеохондроза, артроза. Для юного поколения это вдвойне актуально, т.к. сегодня многие болезни молодеют — дети подвержены патологиям, которые долгие годы считались исключительно «взрослыми».

Влияние на развитие ребенка

Двигательная активность в детском и особенно в дошкольном возрасте неразрывно связана с общим физическим, интеллектуальным и психоэмоциональным развитием. Спорт гармонизирует его. Дети, посещающие различные секции, сильнее, выносливее и крепче многих сверстников. Они лучше воспринимают, анализируют и проще запоминают информацию. Тренированные дети имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, коммуникабельны.

Во время тренировок вырабатываются природные антидепрессанты — эндорфины, которые принято называть «гормонами радости». Благодаря этому, по мнению медиков, спорт — это хорошая профилактика детских и подростковых суицидов.

Влияние на организм ребенка

Неоднократные научные исследования, посвященные тому, как спорт влияет на ребенка, подтверждают его целебное воздействие на все структуры организма. Регулярная физическая активность способствует укреплению иммунитета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, правильному обмену веществ. При некоторых сбоях в организме врачи даже рекомендуют заниматься теми или иными видами спорта. Главное условие — разумные нагрузки.

Влияние на рост ребенка

Спорт часто называют «эликсиром роста». Двигательная активность стимулирует обменные процессы и синтез белка, а также способствуют поддержанию мышечного тонуса и укреплению костной системы и позвоночника. Все это напрямую влияет на увеличение роста. Тем, кто хочет стать высоким, необходимы растяжка, прыжки, бег, упражнения на перекладине. В этом плане особенно полезны гимнастика, акробатика, баскетбол, волейбол, плавание, бег, конькобежный спорт.

Однако любые перегрузки тормозят рост. Люди, занимающиеся силовыми видами спорта и борьбой, часто невысоки. Детям до 14 лет сверхбольшие нагрузки запрещены.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Консультация «Польза спорта для детей»

Ирина Кравцова
Консультация «Польза спорта для детей»

Все привычки и предпочтения формируются с детства. Если ребенок начинает заниматься чем-то с ранних лет, в будущем он не будет вести пассивный образ жизни, будет любить двигаться и стремиться к развитию. Спорт положительно влияет на здоровье в целом. У юных спортсменов укрепляются мышцы, суставы, кости. Занятия танцами, гимнастикой положительно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. Не случайно врачи-ортопеды советуют детям с плоскостопием, дисплазией тазобедренных суставов и прочими нарушениями начать заниматься спортом.

Занятие спортом хорошо влияет на работу сердца. Сердечная мышца в момент получения нагрузки активнее снабжает организм кровью, объем легких увеличивается, что улучшает снабжение органов и тканей кислородом. Занятия спортом укрепляют иммунитет, вследствие чего ребенок начинает реже болеть. Для девочек очень важно формирование правильной осанки, чего тоже можно добиться лишь при получении физических нагрузок и укреплении скелета.

Но польза спорта заключается не только в этом. Занятия оказывают положительное влияние на психологическое развитие маленького человека. Ребенок получает очень ценные навыки, которые обязательно пригодятся ему в жизни. Например, спорт дисциплинирует. Дети, которые привыкли ходить на различные секции, лучше планируют свое время. Ведь они с детства приучаются к тому, что нужно успеть сразу в нескольких направлениях – сделать уроки, позаниматься спортом, пообщаться с друзьями.

Спорт учит добиваться поставленных задач. Если ребенок занимается в секции, где регулярно проходят соревнования, он будет работать на результат, а не просто посещать занятия для того, чтобы провести время или чтобы порадовать родителей.

Юные спортсмены уже с малых лет знают о том, что успех не приходит просто так. Он является закономерной наградой за все труды.

Благодаря спортивным занятиям, дети приобретают новых друзей. Это очень полезно, так как позволяет расширить кругозор. Командные виды спорта позволяют улучшить взаимодействие детей друг с другом, учат распределять роли в коллективе. Все эти умения пригодятся в жизни.

Спорт отлично дисциплинирует, учит вниманию и самоконтролю.

Польза спорта для здоровья детей заключается не только в улучшении самочувствия и физическом оздоровлении, но и в формировании таких личностных качеств, как выносливость, умение добиваться поставленных целей. Посещение спортивных кружков в школьный период поможет в будущем достигнуть желаемого.

«Как выбрать вид спорта?» Консультация для родителей детей 6–7 лет С самого момента рождения родители стремятся развивать своего ребенка. Причем все чаще и чаще мамы и папы отдают предпочтение развитию духовному.

Ароматерапия для детей: польза или вред. Консультация для родителей Термин «ароматерапия» (дословно – «использование запахов в качестве лекарства») впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М. Гаттефоссе.

Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком» Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются.

Консультация для родителей «Зимние виды спорта для детей» Большая часть разновидностей зимнего спорта являются экстремальными (горные лыжи, натурбан, сноуборд и пр.). И исключение здесь составляют.

Консультация для родителей «Польза овощей в питании детей» Белянцева Инна Консультация для родителей «Польза овощей в питании детей» Цель: формировать представления о правильном питании как составной.

Консультация для родителей «Польза утренней гимнастики для детей» .

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста» “Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Консультация «Компьютерные игры для детей — польза или вред?» Далеко не все игры носят назидательный характер, и наряду с теми играми, которые вводят детей в историю, литературу, искусство, существуют.

Консультация для родителей «Польза кисломолочных продуктов для детей» Польза кисломолочных продуктов для детей Особый состав кисломолочных продуктов делает их незаменимым помощником в укреплении детского иммунитета.

Консультация «Польза сказок для детей» Добрые сказки нравятся даже взрослым, но детям они ещё и приносят пользу, причём как малышам, так и подросткам. Взрослым и детям любого.

Влияние спорта на здоровье детей

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе – ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Читайте также:  Как правильно выбрать спортивную секцию для ребенка

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года – это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.


Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.


Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно – сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.


Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).


Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Как подобрать секцию ребенку по здоровью: какой спорт для чего полезен

О пользе движения для организма знают все. Но какой спорт самый полезный для детского организма? И что укрепляют разные виды тренировок? В этом вопросе будем разбираться в статье.Педиатры не устают говорить о том, что современным детям обязательно нужно посещать спортивные секции. Ведь всё больше времени дети проводят за планшетом и телефоном. Сидячий образ жизни пагубно сказывается на здоровье ребенка. Какой спорт лучше выбрать малышу?

Командные виды спорта – футбол, баскетбол, волейбол
Хотите сделать ребенка более выносливым? Отдавайте на футбол, баскетбол и волейбол. Командные виды спорта феноменально укрепляют опорно-двигательный аппарат и мышцы, выравнивают осанку. Также они развивают координацию, реакцию. В психологическом плане они учат договариваться с партнером по игре, быть волевым и сильным.Но, конечно, есть в таких тренировках и вред. Они травмоопасные. Чаще всего страдают колени. Нельзя профессионально заниматься командными видами спорта при проблемах с сердечно-сосудистой системой.

Плавание
Этот вид спорта самый безопасный для ребенка. Он мягко воздействует на организм. Любительски плавать можно начинать с самого рождения. Профессионально детей пускают в бассейн примерно с 6-7 лет. Плюс в том, что занятия плаванием практически не имеют противопоказаний. А польза для организма – невероятная.

Лыжный спорт
Ставить ребенка на лыжи можно начинать с 2-3 лет. Но к профессиональным занятиям его допустят только по достижению 6 лет. Что дают лыжи? Занятия лыжным спортом проходят на открытом воздухе при низкой температуре. Поэтому лыжник автоматически укрепляет своюиммунную систему.К тому же лыжи помогают усовершенствовать дыхательную систему организма и предотвратить развитие заболеваний верхних дыхательных путей. А родители знают, что эти болезни часто атакуют деток. Скользящие движения лыжами мягко укрепляют кости и суставы, делают мышцы крепкими, а связки эластичными.

Фигурное катание
Фигуристы тренируются на холодном льду круглый год. Поэтому они хорошо закаливают организм. Движения на коньках улучшают вестибулярный аппарат, координацию движений, насыщают организм кислородом, укрепляют сердце и сосуды, фигурное катание очень полезно для профилактики легочных заболеваний, астматиков. Фигурное катание повышает эластичность мышц и связок, увеличивает растяжку, делает осанку красивой. Учтите, что такой вид спорта очень травматичный и травмы могут быть достаточно серьезными. Принимают на фигурное катание с 4-5 лет.

Большой теннис
В большой теннис принимают деток с 4 лет. Теннис – прыгучий вид спорта. Он очень полезен для деток. А именно

Легкая атлетика
Занятия легкой атлетикой проходят как на свежем воздухе, так и в крытом спортивном зале. Регулярные тренировки очень хорошо укрепляют мышечную и костную системы. Организм становится более выносливым, ловким и быстрым. Также укрепляются все суставы, активней работает сердце, а кровь лучше насыщается кислородом. Ребенок может выбрать любое понравившееся направление в легкой атлетике: бег, прыжки в высоту или в длину, метание, спортивная ходьбу и т.д. Принимают в профессиональный спорт с 5-6 лет.

Гимнастика
Художественная и спортивная гимнастика – это комплекс акробатических и хореографических элементов, которые выполняются под музыку. Такие занятия развивают пластичность и улучшают координацию, укрепляют мышечную ткань. Упражнения формируют красивую осанку. Развивается музыкальность ребенка, он учится делать движения в такт музыке. Ребенок научается управлять своим телом. А регулярные выступления формируют стойкий характер. Принимают на гимнастику с 4-5 лет.

Различные виды боевых искусств

Для детей полезны многие виды боевых искусств, в которых не предусмотрены ударные приемы и техники, болевых или удушающих приемов, это греко-римская и вольная борьба, национальные виды борьбы (сумо, каратэ и пр), дзюдо, джиу-джитсу, украинский боевой гопак. Такие занятия полезны не только для мальчиков, но и для девочек, тренируется выносливость, улучшается работа лёгких и сердца, уходят лишние килограммы, разрабатывается грудная клетка, улучшается дыхание, улучшается работа суставов, координация движений, быстрота и ловкость реакции, формируется красивая рельефная фигура. Кроме физических качеств, у ребенка закаляется психологическая выносливость и характер, повышается собственная самооценка, вырабатывается боевой дух.

Любой спорт полезен для ребенка. Но не каждый вид подходит конкретному малышу. Перед тем как начать ходить на секцию, пообщайтесь с вашим педиатром. Вместе вы сможете подобрать спортивную секцию для ребенка исходя из особенностей его организма, состояния здоровья и характера.

Влияние спортивных игр на развитие детей.
консультация на тему

Для чего нужны спортивные игры. На что они влияют в развитии детей. Что необходимо делать чтобы заинтересовать детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
vliyanie_sprortivnykh_igr.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние спортивных игр на развитие детей.
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т.д.), а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках ходьба на лыжах и т.д.)
Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшения физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом, и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Достичь этого бывает не так уж трудно, если воспитатель поистине глубоко понимает значение физических упражнений для здоровья ребенка и имеют для этого соответствующую подготовку. Заниматься спортом в прямом смысле слова не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Воспитателю необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играми упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, задач физического воспитания детей дошкольного возраста и специфики работы дошкольных учреждений.
Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика работы детского сада определяют и специфические методы обучения, и форму проведения занятий. Было бы ошибкой допускать в педагогической практике при обучении спортивным играм и упражнениям шаблонное повторение движений, механическое использование форм и методов обучения, применяемых в общеобразовательных и спортивных школах, без должного учета задач, решаемых с данным контингентом детей. В зависимости от того, насколько учитываются возрастные особенности, физические возможности дошкольников, спортивные игры и упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.
Отличная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой “забывают” о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные занятия, игровые образы, неожиданные моменты. Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников.
Во время игр и спортивных развлечений воспитатель должен знать, что психика ребенка неустойчива, легко ранима. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять верю в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывать ребенку на его ошибки надо очень тактично. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Конечно, тех, у кого все быстро получается, не следует особенно часто хвалить – могут зазнаться. А вот малыша, которому долго не давалось какое-то упражнение, а потом наконец получилось нужно непременно похвалить.

Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети не одинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и самочувствия ребенка.
Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои возможности и нередко заигрываются (во вред своему здоровью). Поэтому и разучивание упражнений, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными.
Лучше чуть-чуть недоигрывать, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не носила вред здоровью.
Нагрузка во время игр должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ребенку выработать красивую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическим упражнением, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох – через рот.
Правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаляют их организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.
Задача педагога- воспитателя сводится к придумыванию сказочной игры, объясняющей спортивные движения. Все это связано с развитием интеллекта ребенка, его способностью фантазировать.

Формирование ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, насколько соблюдается в нем объективная последовательность действий и соответствующих компонентов функциональной системы в целом.
При формировании двигательных действий возникает первоначальное двигательное умение. Оно представляет собой действие, не доведенное до значительной степени автоматизации.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.
Занятия спортивными играми и упражнениями прежде всего направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.
Основной целью является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования; где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.
Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Во время занятия очень важно определить оптимальное число повторений упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
Подводящими упражнениями могут служить:
1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
2. Имитация изучаемых двигательных действий.
3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно важны при обучении новым двигательным действиям, связанным с возможностью падения и травм.
4. Само изучаемое двигательное движение, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры).При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям.
Общие требования к воспитателю точно выражены в словах Н.Г. Чернышевского : “Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника… или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться”. Дети безотчетно склонны подражать движениям, манере держаться, речи воспитателя и т.д. Педагог всегда должен помнить, что он воспитатель – и на занятиях, и на спортивном празднике, и в туристическом походе. Он воздействует на ребенка всем: своим мировоззрением, внешним обликом, манерами, поведением и т.д.
Спортивные упражнения
1) зимой
– Катание на санках: оно оказывает большое влияние на физическое влияние и закалку организма ребенка. Вызвать активность, самостоятельность, инициативу помотает окружающая обстановка, содержание игр и упражнений. Дети приучаются проявлять волю, преодолевать трудности и препятствия, помогать друг другу.
– Скольжение по ледяным дорожкам: Способствует предупреждению заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности, организованности, дисциплинированности, самостоятельности, активности и проявлению волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах и т.д.)..
– Ходьба на лыжах: Закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все группы мышц, усиливается дыхание и кровообращению. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия, способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений, профилактика простудных заболеваний.
– Катание на коньках: Укрепляет мышцы свода стопы, развивает вестибулярный аппарат..
2) Весной, летом, осенью.
– Метание. Развивает глазомер, точность, ловкость движений. Кроме упражнений в метании в цель и на дальность, предлагается для включения в занятия ряд упражнений в бросании, ловле, перебрасывании мяча. Все эти упражнения развивают физические качества детей.
– Ходьба и бег. Ко времени перехода в школу дети должны освоить наиболее существенные элементы ходьбы и бега. Ходить и бегать легко, сохраняя правильную осанку.
– Прыжки. Надо учить детей сочетать при прыжках разбег и отталкивание.
– Лазание. Лазание, перелезание, пролезание это различные способы преодоления препятствий. Лазание развивает смелость, координацию движений, помогает преодолеть боязнь высоты.
– упражнения для равновесия. Равновесие зависит от площади опоры, положения центра тяжести тела, от состояния вестибулярного аппарата, от степени напряжения нервной системы. Для усложнения упражнений в равновесии надо постепенно уменьшать ширину опоры (доски) и повышать высоту. Для этого рекомендуется, кроме гимнастических скамеек, иметь стремянки с набором досок разной ширины.
– Катание на велосипеде. Способствует ориентировке в пространстве, сохранению равновесия, развитию личностных качеств..
– Плавание. Оказывает положительное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы.
Дошкольников учат плавать “кролем на груди”. Изучается положение тела, движения ног, движения рук, а также дыхание.
– Спортивные игры на свежем воздухе. “Перегонки”, “кто дальше”, “Кто быстрее”, “Догони”, “Змейка” и т.д.
Летом физкультурные занятия должны отличаться динамичностью, быстрой сменой деятельности. Исходные положения не должны быть стабильными, раз и навсегда закрепленными за данными упражнениями, их надо чаще менять.
На участке желательно иметь специальную физкультурную площадку, оборудованную всеми необходимыми для развития основных движений пособиями. Хорошо иметь на площадке большие “Чурки” – отрезки бревна диаметром 20-25 см и высотой 25-30 см (25-30 штук). Чурки можно использовать как самостоятельное пособие, а также в сочетании с рейками, шнурами и т.д.
– Катание на самокате.

– Настольный теннис (пинг-понг).

В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Современные спортивные игры

Что такое спортивные игры для детей

Спортивные игрыподразумевают под собой соревнование, в котором участвует минимум 2 человека, стремящихся выполнить заданные физические упражнения на силу, скорость или выносливость лучше соперника.

Для спортивных игр характерно наличие особых правил, выполнение которых обязательно для определения победителей. Специфика детских спортивных игр заключается в том, что основной задачей является не столько выявление победителя, сколько стремление через веселье и развлечение развить важные физические навыки.

Важно, чтобы в рамках предложенной игры, ребенок мог научиться чему-то новому, ощутил возможности своего тела. Большинство спортивных игр для детей предполагает воспитание уважения к сопернику, стимулирование умение работать в команде, развитие навыков коммуникации.

Спортивные игры для детей можно условно разделить на 3 вида:

  • Общепринятые виды спорта: футбол, баскетбол, гандбол и т. д.;
  • Домашние и дворовые игры;
  • Соревнования и спортивные праздники.

Каждый их этих видов спортивных игр нацелен на улучшение физических возможностей детей, но отличается методами и способами обучения и тренировки малышей. Так, для общепринятых видов спорта характерно постепенное обучение технике игры, ориентация на победу. Для домашних и дворовых игр — доступность и стремление через развлечение воспитать любовь к спорту. Соревнования и спортивные праздники хороши развитием знаний о возможностях своего тела, выработке стремления стать лучше в физическом плане.

Каждый родитель может предложить ребенку одновременно все три вида при условии, что это не займет все свободное время ребенка. Малыш может посещать спортивную секцию, обучающую командной игре (волейбол, регби), при этом активно играть со сверстниками во дворе и посещать различные спортивные праздники, организованные родителями или педагогами.

Использование любого вида спортивных игр для детей позволяет:

  • улучшать физические данные ребенка, воспитывать полезные навыки;
  • учить работать в команде;
  • воспитывать целеустремленность, выносливость, смелость;
  • учить максимально выкладываться и отдаваться занятию;
  • развивать аналитические способности;
  • тренировать умение прогнозировать ситуацию;
  • вырабатывать уважение к сопернику;
  • развивать коммуникативные способности.

В большей степени на физическое развитие ребенка имеют влияние спортивные игры, преподаваемые в секциях, но и дворовые игры позволяют добавлять к физическому аспекту обучающий материал.

Ежедневные спортивные игры — важный шаг на пути к здоровью, ведь физическая нагрузка очень важна для формирования крепкого здоровья и иммунитета. При нормальных физических нагрузках (около 1,5 часов в сутки) у детей наблюдается:

  • укрепление иммунитета за счет достаточной работы всех групп мышц;
  • развитие мышц опорно-двигательного аппарата, увеличение выносливости, силы организма;
  • улучшение координации, вестибулярного аппарата;
  • повышение гибкости тела;
  • улучшение работы сердечно-сосудистой, легочной систем.

Командные спортивные игры позволяют ребенку становиться более дисциплинированным, уверенным в себе.

Знакомить ребенка со спортивными играми можно с 3-х лет. Этот возраст обусловлен тем, что в этот период у малыша начинает проявляться необходимость в общении с другими детьми. До 3-х лет можно отрабатывать различные элементы, которые пригодятся в играх:

  • кидать и ловить мяч;
  • пинать мяч ногами;
  • бегать и прыгать;
  • тренировать координацию и вестибулярный аппарат;
  • выполнять упражнения с обручем, мячом, кеглями и т. д.;
  • стимулировать желание совершенствовать свои двигательные возможности.

Дополнительная тренировка организма до 3 лет — привитие ребенку основ здорового образа жизни через организацию режима дня, питания, а также чередование активных и спокойных игр в равной степени.

В 3 года большинство детей начинает посещать детский сад и обзаводится друзьями на детской площадке — идеальный вариант для обучения малыша первым спортивным играм. Начать можно с простых вариантов:

  • догонялки;
  • салки;
  • бег на перегонки;
  • прыжки в длину и т. д.

Чтобы организовать такую игру, достаточно просто предложить ребенку поиграть с другим малышом на детской площадке. Покажите, как можно кидать друг другу мяч, бегать друг за другом, выполнять разные упражнения на скорость, ловкость и т. д.

К 4-м годам можно организовать первую эстафету среду сверстников, в рамках которой предложить малышам посоревноваться в скорости (бег наперегонки), ловкости (бросить мяч в цель), силе (перетягивание скакалки) и т. д. Для этого нужно заранее продумать все элементы эстафеты, захватить необходимый инвентарь в нужном количестве.

На земле чертится круг — гнездо. Среди детей один назначается ведущим — котом. Взрослый говорит: “Кот заснул, птички вылетели из гнезда и начали искать зернышки”. Дети бегают по площадке, а назначенный кот стоит около гнезда, закрыв глаза. Взрослый говорит: “Кот проснулся. Птички, быстрее домой!”. Цель “птичек” — забежать в круг.

Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч (“горячую картошку”). Держать в руках мяч нельзя, нужно тут же его бросать другому. Если кто-то не смог словить “картошку”, он садиться в центр круга. Остальные дети продолжают перекидывать между собой мяч. Чтобы сидящий в кругу мог выйти, один из игроков должен бросить в него “картошку” так, чтобы попасть.

Игра развивает ловкость, координацию, внимательность, выносливость, реакцию;

Для игры нужны небольшие пластиковые шарики диаметром около 5-10 см и коробка. Детям раздается по 5 шариков. Цель игры — забросить в коробку все шарики. Кидать мячики дети должны с одного расстояния, которое можно постепенно увеличивать

Игра развивает точность, глазомер, ловкость;

Ведущий-взрослый становится напротив детей и начинает показывать им разные упражнения, цель детей — зеркально показать тоже самое

Во время игры дети тренируют координацию, выносливость, реакцию, гибкость;

Ведущий-взрослый рассказывает детям, что на свете есть люди маленького роста — “карлики” (приседает). После этого говорит, что бывают люди очень высокого роста — “великаны” (встает и тянется руками вверх). Цель игры — дети должны правильно сориентироваться по рассказу ведущего. Когда он говорит “карлики” — присесть, “великаны” — встать и потянуться вверх. Во время рассказа взрослый может менять интонацию, специально путая детей.

Развивает внимательность, реакцию, гибкость, тренирует мышечный корсет;

Для игры нужно четное количество детей. Из них выбираются ведущий и “убегающий”. Остальные дети становятся парами. По команде взрослого ведущий начинает догонять “убегающего”. В это время остальные детки перемещаются по площадке по кругу. В любой момент “убегающий” может схватить за руку любого ребенка из пар. В этом случае, второй малыш в паре становится “убегающим”. Если ведущий догнал “убегающего”, то он меняется с ним местами, начинает убегать.

Игра развивает выносливость, скорость, реакцию, внимательность, смелость;

В эту игру можно играть вдвоем, но веселее, если малышей больше. Каждому участнику сзади прикрепляется небольшая веревка (хвост). Цель игроков выдернуть “хвостик” другого игрока, при этом сохранив свой.

Игра развивает внимательность, координацию, реакцию, скорость, гибкость, выносливость;

Площадка делится двумя большими линиями на 3 части. Выбирается ведущий, он становится в центр между 2-мя линиями. Остальные участники находятся по одну из сторон очерченной игровой зоны. Ведущий загадывает любой цвет. Дети, у которых названный цвет есть на одежде, свободно пересекают обе линии, переходя на другую сторону.

Развивает скорость, внимание, реакцию, координацию;

Выбирается ведущий игры. Он говорит “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура замри”. В этот момент все участники должны замереть в той позе, в которой находились. Цель ведущего заметить, когда кто-то из участников пошевелится. В этом случае они меняются местами.

Игра развивает выносливость, внимание, реакцию, координацию, вестибулярный аппарат;

Подвижная игра, которая очень нравится всем детям. Малышам старше 4 лет можно предложить усложнить игру, предложив отмечать найденного участника стуком по выбранному предмету. Так, если ведущий нашел участника, он должен успеть добежать до выбранного предмета быстрее участника, чтобы “застучать” его нахождение (знакомое с детства “Туки-туки — Витя!”).

Игра развивает внимание, скорость, реакцию.

Спортивные игры для детей от 3 до 5 лет — в первую очередь веселые забавы, позволяющие малышам тренировать силу, выносливость, скорость и реакцию. Предложенные игры способствуют развитию всех мышц тела, воспитывают умение общаться со сверстниками.

С 5 лет детям можно предлагать играть в более сложные спортивные игры, направленные на развитие физических навыков, тренировку всех мышц организма. Для спортивных игр от 5 до 10 лет характерно постепенное усложнение, добавление образовательных и воспитательных моментов.

Во многих их них дети должны проявлять максимальные физические возможности, учиться преодолевать себя.

Игроки стоят возле стенки один за другим. Первый игрок бьет ногой по мячу в стену и отбегает в конец очереди. Следующий игрок должен отбить отскочивший от стены мяч и также встать в очередь. Если мяч не долетает до стены или ударяется после удара об землю, игроку присваивается первая буква из слова “Лягушка” или любого другого слова. При повторной ошибке добавляется вторая буква и так далее. Проигрывает тот, кто собирает полное слово.

Спортивные праздники

Отдельно нужно поговорить о спортивных праздниках для детей. Это хороший способ привлечь ребенка к здоровому образу жизни, мотивировать его совершенствовать свои физические навыки. Вы можете посещать городские, школьные или детсадовские спортивные мероприятия всей семьей или договориться с другими родителями и провести праздник самостоятельно.

Для организации самостоятельного праздника вам понадобится:

  • Продумать ход мероприятия. Придумать конкурсы, подарки;
  • Найти подходящее место для проведения. Для небольших праздников может подойти двор, футбольное поле, спортивный зал;
  • Найти и подготовить инвентарь.

Цель спортивного праздника — в веселой, неформальной обстановке простимулировать детей заниматься спортом. Хорошо, если во время мероприятия вы найдете время познакомить детей с неизвестными видами спорта, показать новые для них упражнения и игры. Чем ярче и насыщеннее будет программа праздника, тем больше пользы для физического развития и эмоций получит каждый участник.

Чаще всего для спортивных праздников используют эстафеты и командные игры. Пользуются популярностью соревнования между семьями, когда участниками становятся не только дети, но и их родители.

Чтобы подготовить сценарий такого праздника, нужно учитывать возраст участников, их физические возможности, размер площадки. Хорошо, если выбранные конкурсы будут веселыми и смешными: бег в ластах, перенос мячиков на шумовке, прыжки в мешках или в смешной одежде.

Отдельно нужно подумать о наградах. Рекомендуется отметить всех участников, наградив их грамотой и подарками, чтобы каждый участвующий ребенок почувствовал себя победителем.

Если вы проводите мероприятие далеко от дома, то нужно предупредить участников о необходимой форме, специальных предметах.

Спортивные игры в жизни ребенка — отличный способ воспитать в нем любовь к здоровому образу жизни, развить физические качества, научить преодолевать себя, работать в команде. Предложенные в статье методы проведения спортивных игр и мероприятий позволяют вырастить здорового, сильного, уверенного в себе человека.

Ссылка на основную публикацию