Особенности кризиса трех лет: как пережить

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

Как мы пережили кризис

Игры на преодоление кризиса 3 х лет

Уроки психологии для мам

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Когда малышу исполняется три года, то в его поведении начинают происходить явные перемены и не в лучшую сторону. Он начинает капризничать по поводу и без него, он может устроить истерику или отказывается слушаться. Что вдруг происходит с послушным и ласковым малышом? Почему он так себя ведет? А причина кроется в «кризисе трехлетнего возраста», который переживает практически каждый ребенок и его родители. Очень важно, чтобы взрослые правильно реагировали на такие проявления характера своего ребенка и помогали ему преодолеть этот непростой этап в его жизни.

Кризис трехлетнего возраста у всех детей наступает в разное время, но это примерно возраст от двух с половиной до трех с половиной лет. Длится этот период недолго и является как бы переходом или перестройкой из младшего возраста в начинающийся этап взросления. У мальчиков и девочек признаки кризиса могут проявляться по-разному и зависят от индивидуальных особенностей ребенка и его темперамента. Конечно же, свою роль играют и отношения в семье, и методы воспитания.

Первым признаком кризиса является проявление упрямства. Чтобы не просили малыша, он будет отвечать: «Не хочу!», «Не надо!», «Я сам!». Это может начаться уже в возрасте 1,5-2 лет, а закончится только к четырем годам. Наиболее эмоциональная фаза проявляется в возрасте трех лет. В этот период капризы и упрямство можно наблюдать от пяти до двадцати раз в день. При этом капризничают чаще девочки, а упрямятся – мальчики. Обострение признаков кризиса может начаться с посещением детского сада.

Трехлетний ребенок начинает чувствовать себя самостоятельной личностью со своим характером и со своими желаниями. Это новшество в личности малыша показывает начало изменений в его жизни. Становление происходит и вконфликтах со взрослыми, и в познании нового, и в формировании самосознания. Ребенок начинает чувствовать себя взрослым, а родители и бабушки сюсюкают с ним. Ребенку это не нравится, появляется внутренний протест, который и выливается в капризы и упрямство.

Основные признаки кризиса

К этим признакам не относится плохое поведение ребенка или его желание повредничать, у них свои характерные особенности.

Негативизм

Это проявление бывает избирательно. Просьба мамы или папы может не выполняться категорически, но пожелания остальных членов семьи удовлетворяются. Негативизм мешает ребенку даже выполнять собственные желания, не говоря уже о просьбах родителей или других взрослых. Ему все время хочется всему и всем противостоять и противоречить. Все, что предлагают взрослые (даже любимую прогулку в парк на качели) ребенок игнорирует.

Такие негативные реакции не следует путать с обычным непослушанием. Непослушный ребенок чаще всего негативно относятся только к родительским просьбам, а свои он с удовольствием выполняет.

  • приказной тон по отношению к ребенку категорически противопоказан;
  • родителям не стоит настаивать на своем, если ребенок не согласен с ними. Лучше поступить так, как хочет в данное время малыш. «Не хочешь спать – хорошо, иди поиграй!» или «Не хочешь одеваться на улицу – не надо, сегодня прогулка отменяется!» и т.п.
  • негативно настроенного и чрезмерно эмоционального малыша нужно на некоторое время оставить в покое.

Упрямство

Сразу стоит отметить, что настойчивость и упрямство – это абсолютно разные вещи. Настойчивость воспитывает в ребенке силу воли, умение достигать своей цели и доводить начатое дело конца, чтобы получить положительный результат. Настойчивый малыш будет складывать пирамидку или собирать детские пазлы до тех пор, пока у него все не получится.

У упрямого ребенка цель совсем другая. Он хочет добиться своего только потому, что он этого уже один раз добивался. Отказался однажды идти кушать, когда его звали, и теперь, даже если он будет голоден, все равно не пойдет из-за своего упрямства.

Меры воздействия, которые подойдут только в период кризиса:

  • не нужно настаивать родителям на своей просьбе или пытаться переубедить малыша разными способами;
  • дайте ребенку почувствовать себя «победителем»;
  • при отказе от еды оставьте на столе приготовленный ужин или завтрак и скажите, что малыш может кушать, когда захочет сам.

Деспотизм


Признаки деспотизма в многодетных семьях и в семьях с одним ребенком отличаются. В многодетной семье деспотичность выглядит как ревность. Малыш пытается привлечь к себе внимание путем отбирания игрушки у братика или сестрички, он даже может оттолкнуть или ударить одного из них. А в семье с одним ребенком деспотизм – это желание, чтобы все просьбы малыша выполнялись беспрекословно, всегда и мгновенно. Мама и папа должны делать все, что пожелает их кроха.

  • таким детям необходимо повышенное внимание и ласка;
  • на манипуляции ребенка не стоит поддаваться;
  • родители должны вести себя так, чтобы дети понимали, что без их капризов и истерик тоже можно получить родительское внимание;
  • вовлекайте ребенка в домашние хлопоты на кухне, готовьте вместе праздничный пирог или обед для папы.

Обесценивание важного и интересного

Все, к чему был так привязан ваш малыш (например, игрушка, домашнее животное, книга и т.п.) начинает его раздражать и даже вызывает негативную разрушительную реакцию. Ребенок может с легкостью порвать свою самую любимую книжку, поломать машинку, ударить котенка. В общении со взрослыми проявляется грубость и кривляние, в лексиконе появляются плохие слова.

  • отложите на этот период все виды воспитательных бесед и нравоучений;
  • отвлеките внимание малыша другими занятиями. Например, вместе порисуйте, сделайте аппликацию или поздравительную открытку. Можно почитать интересную книгу или с помощью игрушек придумать и показать свою сказку.
  • все, что в этот период тревожит родителей, доносите до своего крохи через ролевые игры, переводя воспитательные моменты на игрушку.

Проявление строптивости характера

Этот кризисный симптом чаще всего проявляется в тех семьях, где родители не могут найти общий язык в вопросах воспитания ребенка. Эти разногласия приводят к тому, что малыш перестает всех слушаться. Его строптивость проявляется на все, что предлагают взрослые – это обычные предметы, просьба умыться или почистить зубы, приглашение в гости или на прогулку.

  • используйте смену деятельности как метод воздействия на данном этапе (например, вместо уборки своих игрушек предложите ребенку поиграть в конструктор или порисовать). Если не настаивать на немедленном исполнении вашей просьбы, то скоро малыш сам все сделает, как нужно.
Читайте также:  Как правильно преподнести новость ребёнку о рождении младшего

Настоящий бунт

Такой маленький бунтовщик будет постоянно со всеми конфликтовать и даже «воевать». Ему не нужен никакой существенный повод, чтобы в очередной раз сказать или прокричать свое «Не буду!» или «Не хочу!». Трехлетний малыш хочет постоянного внимания к себе и выполнения всех его прихотей.

  • спокойно выслушивайте своего ребенка;
  • оставайтесь в любой ситуации доброжелательными;
  • если дело касается жизни и здоровья вашего ребенка, то необходимо настоять на своем решении проблемы (например, игра вблизи проезжей части, опасные качели или опасные предметы).

Своеволие

Своеволие – это в каком-то смысле синоним самостоятельности. Подрастающий ребенок хочет все делать сам – купить хлеб в магазине, перейти сам дорогу, открыть ключом дверь или включить свет. Некоторые пожелания такого рода вызывают у родителей и бабушек обеспокоенность, потому что «он еще ребенок».

  • разрешайте своему малышу делать те дела, которые не угрожают его здоровью. Развивать самостоятельность просто необходимо. В этом возрасте у ребенка, кроме проявления самостоятельности, должно еще воспитываться терпение и желание добиваться положительного результата.

Что делать родителям?


Постарайтесь понять, что ваш кроха начинает потихоньку взрослеть и хочет быть независимым. Попробуйте перейти с ним на новый уровень взаимоотношений.

  • Длительность кризиса трехлетнего возраста во многом зависит и от реакции родителей. Необходимо всегда оставаться спокойным и рассудительным при любом поведении вашего ребенка. Поберегите свои нервы и не поддавайтесь на провокации малыша. Крик или наказания в этой ситуации только нанесут вред.
  • Ограничения и запреты должны быть разумными, но и вседозволенность – это не то, что нужно в данной ситуации. Правила должны быть строгие, но только на действительно важные вещи и действия. Лучший выход для детей и родителей – это «золотая середина».
  • Любые попытки самостоятельности, которые не представляют опасность для жизни и здоровья ребенка, необходимо поощрять. Это касается стирки, уборки, приготовления пищи, ремонта. Пусть малыш по мере своих сил участвует во всех домашних делах вместе с мамой и папой.
  • У каждого ребенка должно быть право выбора. Например, какое платье или кофточку надеть в детский сад. Можно спросить у малыша в магазине, какой выбрать сок или каким цветом купить чашки. Даже такие непринципиальные для родителей ситуации повышают у ребенка самооценку и придают ему уверенности.

Как справиться с капризами и истериками

Чтобы уменьшить количество повторяющихся капризов и детских истерик необходимо проявлять как можно больше внимания и родительской любви к своему крохе. Ведь чаще всего такое поведение детей направлено именно на привлечение такой реакции родителей. Прислушайтесь к советам профессионалов:

  • Не нужно пытаться что-то объяснять ребенку в период эмоциональной вспышки. Если это происходит дома, то просто оставьте кроху в покое на некоторое время. Если такое поведение проявилось в многолюдном месте, то переключите внимание своего крохи на проезжающий автобус, пробегающую кошечку или красивый цветок.
  • Аффективную вспышку можно погасить с помощью игры. Попробуйте развеселить ребенка детским кукольным театром или веселой песенкой, семейной спортивной игрой или занятием с домашним питомцем.
  • Не забывайте о мерах профилактики. Перед походом в магазин или в гости пытайтесь заранее договариваться с ребенком о возможном развитии событий, чтобы предотвратить истерику. Не забывайте предлагать что-нибудь взамен того, чего нельзя.

Детских капризов и истерик будет намного меньше, если:

  • Родители сами не будут раздражаться, и будут сохранять спокойствие;
  • Со стороны взрослых малыш будет получать достаточное количество ласки и внимания;
  • Взрослые смогут вовремя определить причину «неправильного» детского поведения;
  • Родители не станут выяснять отношения с ребенком, пока он не успокоится.

Кризисный этап в жизни ребенка пройдет намного легче, если между ребенком и родителями взаимоотношения будут теплые и доверительные.

Кризис 3 лет – как пережить и что делать?

Кризис трех лет пугает или, по крайней мере, приводит в замешательство многих родителей. Трехлетний малыш может превратиться в ноющего монстра, который ничего не хочет и все делает наперекор. В какой-то момент взрослым начинает казаться, что ребенок испытывает на прочность их нервную систему и проверяет лимит терпения. Его надо срочно перевоспитывать и наставить на путь истинный! Старшее поколение, наши дорогие бабушки и дедушки, и вовсе могут застращать родителей. Они грозно предупреждают их, что, упустив ребенка сейчас, потом придется горько сожалеть.

Что же такое на самом деле этот “ужасный” кризис 3 лет?

В психологии кризис трех лет – это один из пяти возрастных детских кризисов. С первым родители сталкиваются на 4-6 неделе жизни малыша, потом в 1-2 год, 3-4, 6-8 и 12-14 лет. Так как все дети развиваются по разному, то временные рамки несколько условны, а сам кризис ярко себя проявляет на протяжении лишь нескольких месяцев.

Например, кризис 3 лет может начаться и в 2,5 лет, и в 3,5. Все зависит от характера и темперамента ребенка и условий, в которых он растет.

Часто именно кризис трех лет проявляет себя очень ярко и бурно, поэтому не удивительно, что родители поголовно жалуются на “несносных трехлеток”. Взрослые ждут от подросшего малыша послушания и усидчивости, а он отказывается делать даже то, что ему всегда нравилось.

Кризис 3 лет: признаки и особенности

Когда ребенку исполняется три года, то начинается новая фаза в его развитии. Психологи называют его возрастом строптивости. Родители же могут узнать этот возрастной кризис по целому ряду симптомов:

  • ребенок делает наоборот тому, что от него требуют;
  • проявляет чудеса упрямства и не отказывается от своего “нет” даже, если ему очень хочется согласиться;
  • хочет все делать сам и отказывается от помощи, вплоть до истерики;
  • малыш может стать грубым и драчливым;
  • не признает слово “нельзя”;
  • у ребенка резко меняются вкусы и настроение;
  • хочет, чтобы делали только так, как хочет он.

Все эти признаки – не знак дурного воспитания или родительских ошибок. Через этот этап проходят все дети. Просто у одних дошкольников он проходит более бурно, другие же переживают его менее болезненно.

Кризис 3 лет: сколько длится

Кризис – явление временное, но начинается и длится он очень индивидуально. Кто-то из детей переживает его в 2,5, кто-то – в 4 года. Обычно острый период истерик и негативизма длится несколько месяцев. Действия и отношения родителей к ребенку оказывают большое влияние на продолжительность кризиса.

Но самое главное – это не то, сколько длится кризис 3 лет. Намного важнее, как он может повлиять на детско-родительские отношения.

Причины кризиса 3 лет

Психолог Л.Выготский говорит о том, что дети в этом возрасте начинают осознавать свое “я”, ищут свое место в семье, отсюда и проверка родителей на прочность и границ дозволенного. Он так описывает кризис трех лет:

“Это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих ребенка людей – изменяются отношения и к этим людям, и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых”.

Главная причина трехлетнего кризиса – это переход на новый уровень сознания. В первые два года своей жизни малыш не отделял себя от мамы, но теперь он начал осознавать себя, как личность. И, как любая личность, ребенок начинает отстаивать свои границы и собственное мнение. Трехлетний ребенок делает это так, как умеет: плачет, капризничает, грубит, дерзит, сопротивляется.

Ребенок, обнаружив, что он с родителями – не одно целое, постепенно приходит к мысли, что он многое умеет и обладает собственными желаниями. Но что со всем этим делать он не знает и без помощи родителей справиться не может.

Здесь родителям и другим близким важно знать не только о признаках кризиса трех лет, но и его положительные стороны. Это дает ответ на вопрос, почему все это происходит с моим ребенком и что нам делать.

Кризис 3 лет – ступень в развитии ребенка, которая нужна ему для того, чтобы:

  • осознать свое “Я” и место в семье (я – ребенок, мама и папа – главные, они защищают и любят);
  • научиться быть самостоятельным;
  • попробовать свои силы в чем-то новом;
  • развивать свою волю.

Суть этого периода истерик и постоянных “не хочу” – развитие самостоятельности и упорства в достижении цели. Все то, что взрослые требуют от подростка, закладывается именно в период 3-4 года.

Как видите, маленький бунтарь переживает важный возрастной период и очень нуждается в родительском понимании. Он учится жить в мире, где не все хотят того же, чего и он.

Кризис 3 лет: советы родителям

К сожалению, часто родители видят кризис только с негативной стороны. Они уверены, что ребенок делает назло, специально, чтобы насолить и вывести их из себя. В таких семьях начинается настоящая война, где ребенок неосознанно объявляется врагом. На него могут кричать, обвинять, угрожать, применять физические наказания и всячески пытаются перевоспитать, вопрошая, куда же подевался их послушный малыш.

В таком случае кризис становится причиной ухудшения отношений между ребенком и родителем и мало способствует развитию ребенка. Известный психолог Людмила Петрановская говорит о том, что кризис трех лет испытывает на прочность не только родительское терпение, но и привязанность:

“С каждым ударом и окриком происходит девальвация привязанности. Одна из нитей в канате рвется. От образа родителя, как источника защиты и заботы, отваливается небольшой кусочек. У привязанности большой запас прочности, за один раз ничего не случится. И за пять. И за десять. А за сколько случится – никто не знает. Никто не может посчитать, сколько раз именно вашему ребенку хватит таких вот случаев, когда ради сиюминутного послушания вы вышли из роли того, кто защищает и заботится, и стали бить, орать, угрожать, оставлять. Сколько повторений нужно именно ему, чтобы утратить чувство защищенности рядом с вами, доверие к вам, чтобы продолжать сохранять привязанность и естественное послушание. Можно заставить телевизор ударом кулака прямо сейчас заработать лучше. Но починить – нельзя. И каждый удар приближает тот момент, когда от сложного прибора останется бесполезная куча деталей”.

В этом видео Людмила Петрановская рассказывает, как выстоять родителям в это непростой период

Так, что же делать, чтобы пережить кризис трех лет и помочь ребенку? Не потакать же во всем ему?

Действительно, родительская модель поведения, где взрослые делают все, чтобы ребенок не плакал или с раздражением говорят “На бери, только отстань!”, тоже не лучший вариант. Родитель, прежде всего, должен оставаться заботливым и любящим взрослым, который играет главную роль в отношениях “родитель-ребенок”. Но это вовсе не исключает гибкости и сочувствия в конфликтных ситуациях.

Если же у родителей никак не получается найти компромисс с малышом, не хватает терпения справиться с детскими истериками, то лучше обратиться к психологу, который подскажет выход из сложившейся ситуации.

11 советов, которые помогут пережить период строптивости и негативизма

  1. Уважайте право ребенка на самостоятельность и выбор. Ему действительно важно попробовать делать что-то самому. Если это не несет угрозы для жизни ребенка и здоровью других, позвольте ему решать, что одеть, во что играть или что есть на завтрак.
  2. Сохраняйте спокойствие во время конфликтов. Помните, что вы – взрослый, а перед вами всего лишь ребенок, который нуждается в вашем сочувствии и любви. Существуют разные способы снизить накал страстей во время истерики (отвлечь внимание или переждать), но не требуйте от ребенка немедленно все прекратить и снова превратиться в улыбающегося малыша. Позвольте ему пережить свое горе и посочувствуйте ему, если ваше “нельзя” – железное правило.
  3. В семье придерживайтесь единой тактики воспитания, чтобы ребенок не учился манипулировать.
  4. Не ругайте ребенка за ошибки. Помогите ему их исправить. Невозможно чему-то научиться, если все сразу делать правильно. Ошибки – часть взросления.
  5. Не наказывайте ребенка своей холодностью и лишением любви. Для трехлетнего малыша – это непосильный груз. Дети всегда должны быть уверены, что родители будут их любить, несмотря ни на что.

Кризис трех лет – непростой период для всей семьи. Ребенок начинает отделяться от родителей и делает первые шаги в самостоятельности. Эта программа заложена в нем природой, поэтому малыш хотя и боится, но бунтует и отстаивает себя. От того, как родители будут реагировать на протесты и конфликты, будет зависеть, насколько остро будет ребенок переживать этот кризис и чему он сможет научиться.

«Я сам!» или 7 главных признаков кризиса 3 лет и способы их преодоления

Многие родители слышали о таком понятии, как «кризис 3 лет». Однако всё равно случающиеся у трёхлеток истеричность, негативное отношение к просьбам и пожеланиям со стороны взрослых застают последних врасплох.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Негативизм

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.

Рассмотрим отличия на конкретных примерах:

  • образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой;
  • образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако он категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.
Читайте также:  Коммуникативные проблемы у детей: какие могут быть трудности

Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом» выступает именно мама.

Строптивость

Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад.

Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.

Психология маленьких детей такова, что с большей степенью вероятности строптивость будет проявляться в тех семьях, где существуют разночтения по поводу воспитания и дисциплинарных мер между матерью и отцом, родителями и старшим поколением.

Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.

Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

Упрямство

Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.

Рассмотрим разницу между этими качествами на конкретных примерах:

  • образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится;
  • образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент проголодался).

Деспотизм

Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.

К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку. Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.

Обесценивание

В 3 годика дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным.

Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.

Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост.

В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать дурочкой.

К тому же у трёхлеток активно развивается словарь, поэтому в их лексиконе начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.

Своеволие

Дети 3-летнего возраста стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам». Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей.

Безусловно, это хорошо, если ребёнок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.

Бунт (протест)

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Борьба с истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

  1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
  2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
  3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.


Кризис 3 лет у ребенка: протест и вечное нет

В конце раннего периода жизни ребёнка, при переходе его к дошкольному возрасту, наступает кризис 3 лет. При этом сформировавшиеся к тому времени личностные механизмы подвергаются резкой кардинальной перестройке, личность ребёнка приобретает новые черты. Новый облик приобретают и взаимоотношения с окружающими. Ребёнок становится взрослее, но «взрослость» наступает не постепенно, а как бы сразу, когда он может быть ещё не вполне готов к этому.

Кризис 3 лет: что это такое

Строго говоря, понятие «кризис трёх лет» является условным, поскольку у разных детей он наступает в различное время – от второго полугодия трёхлетнего возраста до первого полугодия четырёхлетнего. Интенсивность и выраженность кризиса также отличается у разных детей. Как правило, данный возрастной кризис длится недолго и заканчивается через несколько месяцев после появления.

Сущностью кризиса трёх лет у ребёнка является появившееся ощущение того, что некоторые вещи он может делать самостоятельно, без помощи взрослых. Несмотря на то, что в период от одного до трёх лет ребёнок в какой-то степени самостоятельный, ему всё равно требуется помощь и поддержка родителей, которые всё показывают, рассказывают, объясняют, что можно делать и что нельзя. Сознание малыша находится как бы в скорлупе, оно защищено от каких-либо неожиданностей, сложных и непонятных вещей. Но вот настаёт момент, когда эта скорлупа трескается; определённые вещи он может уже осознавать самостоятельно, к тому же он встречается со многими новыми предметами и явлениями. По замечанию Эрика Эриксона, американского психолога, в этот период у ребёнка формируются независимость и волевые качества. Однако компетенции малыша ещё очень не хватает для того, чтобы реализовать своё стремление к самостоятельности; вследствие этого появляется противоречие между тем, что ребёнок хочет, и тем, что он может.

Особенности поведения детей в три года

Во время кризиса трёх лет у ребёнка в поведении появляются признаки негативизма. Он считает, что излишняя опека взрослых над ним только мешает ему проявлять формирующуюся личность. Несмотря на негативные проявления, этот период, как и прочие возрастные кризисы, является необходимым для формирования зрелой личности. Природа ни в чём не терпит застойных, статических тенденций, и всё в природе течёт и изменяется, хотим мы того или нет.

Характер течения кризиса и его выраженность неодинаковы и зависят от внутренних и внешних показателей. К примеру, у детей-холериков негативистские черты проступают более явственно; негативизм усиливается и при строгом, авторитарном стиле воспитания ребёнка со стороны родителей. Близкие и доверительные взаимоотношения с матерью, наоборот, позволяют сгладить негативные стороны явления и развить позитивные. Кризис тяжелее переносится ребёнком, если он приходится, к примеру, на момент адаптации к детскому саду или появление в семье братика или сестрички.

Сколько длится кризис трёх лет

При правильном подходе к воспитанию кризис трёх лет у ребёнка длится, как уже говорилось, не более нескольких месяцев. Однако если воспитание велось неправильно, то кризисное состояние может затянуться надолго, даже на несколько лет. Таким детям может требоваться серьёзная психологическая помощь.

Какие признаки определяют наступивший кризис

В трёхлетнем возрасте ребёнок начинает вести себя довольно странно, на взгляд родителей.

Л. С. Выготский выделил семь главных признаков, которые определяют наступивший кризис трёх лет, – так называемое «семизвездие симптомов»:

  • Негативизм – это отрицательная реакция, при которой ребёнок не делает того, что ему велел взрослый, или делает наоборот. В трёхлетнем возрасте негативизм обычно избирательный – ребёнок не слушается только одного родителя или воспитательницу, а к остальным относится нормально. Сделать наоборот – это главная цель действия. Малыш отказывается делать даже то, что ему нравится, – просто потому, что в данный момент это ему приказывает сделать кто-то другой.
  • Упрямство – при этом ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а только из-за того, что он это потребовал у взрослого. Ребёнок будет стоять на своём, даже если обстоятельства изменились.
  • Строптивость – негативная реакция, направленная против всего заведённого в семье (в садике, другом коллективе) порядка, а не против кого-то конкретного.
  • Своеволие – пожалуй, наиболее характерный и главный признак кризисного состояния. Ребёнок желает всё делать самостоятельно, он постоянно кричит: «Я сам!». Инициатива ребёнка, однако, ещё не соответствует его возможностям, и на этой почве у него происходят конфликты со взрослыми. При этом родители должны понимать, что стремление ребёнка к самостоятельности – абсолютно естественный и правильный процесс, и следует не препятствовать ему, а создавать условия, при которых он мог бы полноценно развиваться и удовлетворять познавательную потребность.
  • Протест-бунт – проявляется тогда, когда ребёнок чувствует, что его мнение не уважается взрослыми. Свой активный протест он выражает против прежних рамок и отношений, поскольку теперь он окончательно «вылупился из скорлупы» и жаждет самоутверждения.
  • Обесценивание – ребёнку становится неинтересно всё, что он раньше любил. Он начинает ломать свои игрушки, ругаться, обзывать родителей. Это тоже сигнализирует о том, что ценности ребёнка резко меняются, теперь он увлечён другими вещами, а старые ему только мешают.
  • Деспотизм – такое поведение он проявляет по отношению к близким людям, в том числе к родителям; он требует, чтобы они исполняли все его прихоти.

Все эти симптомы многим родителям кажутся неприятными, негативными. Однако Лев Выготский говорил, что за любым негативным симптомом кроется позитивное содержание: ребёнок приобретает новые знания, становится более уверенным в себе, волевым, духовно сильным. При этом слишком большое обилие негативных симптомов может являться следствием авторитарного, строгого воспитания: ребёнок как бы берёт пример с родителей и на их претензии отвечает тем же. При более мягком и дружеском подходе к воспитанию ребёнка переход к новому возрастному этапу может проходить и без негативных проявлений. Как бы то ни было, в любом возрастном кризисе важно не то, как он проявляется, а то, к чему он приводит.

Один из положительных признаков взросления ребёнка в этот момент – это разговор о себе в первом лице. Данный фактор очень важен, поскольку свидетельствует о том, что у малыша появляется осознание собственного «я». Также он довольно часто начинает говорить «я сам» – значит, он осознаёт свои желания и намерения и хочет активно действовать.

Как пережить кризис 3 лет: рекомендации родителям

Изменение поведения ребёнка и его отношения к окружающим может застать родителей врасплох. Но это, по правде говоря, проблема самих родителей, которые оказались не подготовлены заранее к естественным изменениям личности ребёнка. А если так, то все необходимые знания родители должны получать на специальных курсах ещё до рождения сына или дочери. Если бы этих изменений не было, то человек никогда не научился бы даже ходить, а говорить и подавно. Как говорил Карлсон в знаменитом мультфильме – «Спокойствие, только спокойствие!».

Родителям стоит уяснить, что познавательная и практическая деятельность ребёнка нуждается в поддержке и поощрении, а не в запретах и ограничениях. Когда ребёнок реализует такую деятельность, он, собственно говоря, из «личинки человека» превращается в человека как такового; поэтому пробуждение самостоятельности у малыша является конечной целью для любых более-менее здравомыслящих родителей. Нет смысла рожать ребёнка, если вы не собираетесь выращивать из него настоящее человеческое существо – познающее, осуществляющее самостоятельную деятельность и имеющее собственный душевный склад.

Поэтому, в частности, не следует избирать авторитарный стиль воспитания. В отношении родителей к ребёнку не должно быть ни большого количества запретов и ограничений, ни гиперопеки. Последняя особенно опасна для формирующейся личности: есть риск, что эта личность так никогда и не сформируется, и к восемнадцати годам юноша будет иметь мышление двухлетнего малыша. Строптивость и прочие негативные проявления кризиса трёх лет, исходя из этого, являются закономерными и правильными: природа как бы сама предусмотрела защитный механизм, устраняющий какие-либо препятствия для развития человека, даже если такими препятствиями оказываются родители.

В общении с ребёнком должна преобладать игровая форма. Так можно заинтересовать его чем угодно и направить его активность в нужное русло. Ребёнку должно нравиться быть самостоятельным, это не должно быть мукой и вынужденным состоянием; между тем оно может стать мукой, если силой заставлять его делать то, что он не хочет или что ему неинтересно.

Читайте также:  Простые стихи про папу для детей от 3-х лет - подборка

Объясняя ребёнку правила поведения в той или иной ситуации, необходимо делать это в простой и доступной для него форме. Главное, чтобы ребёнок понимал, для чего нужно поступать так, а не иначе. Вариант «Потому что я так сказала» не пройдёт: такое правило ребёнок обязательно нарушит, и будет абсолютно прав: он не хочет и не может слепо выполнять чью-либо волю, и навязывающий ему эту волю будет расцениваться ребёнком как враг. При этом, однако, родителям не следует и самим проявлять слабость и потакать всем капризам малыша: от этого он только сядет на шею, а в своей самостоятельности не будет рассудительным, что впоследствии может быть опасно для его жизни и здоровья. Родители должны проявлять спокойную настойчивость в своих требованиях.

Тем не менее основой воспитания ребёнка должно быть разрешение действовать, а не запреты и ограничения; главное, чтобы эти действия приносили ему пользу или по крайней мере были не опасными для него.

Совсем без конфликтных ситуаций, конечно, обойтись не получится. И в этих ситуациях необходимо предоставлять ребёнку право выбора. Желательно находить компромисс, устраивающий как ребёнка, так и родителей. Не следует решать проблему «вместо» своего ребёнка, только «вместе».

Кроме того, важно обучать ребёнка навыкам общения с различными людьми – сверстниками, взрослыми, детьми более младшего возраста. Именно через общение люди решают множество серьёзных проблем, и искусству их решения следует обучать ребёнка с самого раннего возраста. Замечено, что дети, имеющие проблемы в плане общения, нередко отстают и в общем психологическом развитии.

Если подходить к воспитанию детей с правильных позиций, то через некоторое время «фаза протеста» обычно проходит. А при слишком строгом воспитании и чрезмерной опеке она лишь подавляется – без всякой пользы для личности ребёнка: он становится слишком послушным, пассивным, не проявляет инициативу, отчего страдает и эмоционально-волевая сфера, и интеллект. Консервативное и суровое воспитание «ломает» личность ребёнка, как говорится, по всем статьям.

Воспитание ребёнка в семье должно вестись «по единому стандарту». Негативные черты в его поведении, особенно строптивость, чаще всего проявляются там, где по поводу воспитания существуют разногласия – например, мама что-то разрешает, а папа запрещает, или наоборот.

Любопытно, что данный кризис в определённой степени повторяет другие возрастные кризисы. Это можно продемонстрировать на примере обесценивания; в этом случае агрессивное поведение трёхлетнего малыша по отношению к тому, что он до этого любил и ценил, напоминает поведение взрослеющего подростка. Он может обзывать даже собственных родителей, причём довольно обидными словами. Кстати, словарный запас в трёхлетнем возрасте очень активно развивается и пополняется, в «арсенале» ребёнка появляются даже нецензурные слова, и вот ими он особенно активно пользуется, чтобы обозначить своё отношение к «старому миру». Чтобы сохранить какую-то связь с ребёнком, обесценивающим вещи и явления, его можно заинтересовать другими вещами. Например, если он больше не хочет играть с любимой куклой, можно предложить ему машинку.

Если ребёнок требует больше самостоятельности – что ж, предложите ему её. В трёхлетнем возрасте мальчику или девочке можно уже поручать некоторые «взрослые» обязанности – например, мыть посуду (хотя бы пластиковую), раскладывать салфетки, делать уборку. Не стоит лишь давать работу, которая сопряжена с возможной опасностью – к примеру, иметь дело с электроприборами.

В любых ситуациях родители должны сохранять спокойствие. Ведь основное желание ребёнка в кризисный период – это выбить родителей «из колеи». Если же он увидит, что его истерики ни к чему не приводят и мама с папой остаются спокойными и непреклонными, то поведение со временем становится более стабильным – ребёнок признаёт своё поражение. Кроме того, в момент истерики для ребёнка важно количество «зрителей», поэтому чтобы унять его, необходимо отвести его в менее людное место.

Разговаривать с малышом насчёт его поведения следует только тогда, когда он находится в спокойном состоянии. Если он бьётся в истерике, то объяснять ему что-то в этот момент бесполезно. Здесь можно только подождать, когда он угомонится.

В кризисный период родители должны уделять своему ребёнку как можно больше внимания (если есть возможность, конечно). В этот период он ставит себе цели и стремится их достичь, а полученный результат любит демонстрировать окружающим. Отрицательная или безразличная реакция взрослых является для него стрессом, а положительная реакция, наоборот, повышает его самооценку. Во время кризиса дети становятся хвастливыми, но в данном случае это совершенно естественное проявление желания делиться результатами своих трудов. Ребёнок в этот период сильно зависит от чужого мнения. Негативные реакции окружающих приводят к тому, что он обижается, даже плачет или злится.

Вообще для наиболее успешного воспитания детей следует уяснить, что ребёнок – это прежде всего человек. Другой человек, а уж никак не отражение своих родителей или их «продолжение». И воспитывать его изначально надо как самостоятельную личность, а не как «вечного ребёнка», который становится чуточку взрослее лишь при желании родителей на это. Именно этого многие родители и не понимают: ребёнок для них является чем-то вроде плюшевой игрушки, вещью, которой родители имеют право вертеть, как им заблагорассудится. Нередко причина этому заключается в том, что родителей самих воспитывали схожим образом; в какой-то момент они сдались и решили до конца жизни оставаться «послушными», восприняв все стереотипы как истину в последней инстанции, эти же стереотипы они переносят и на своих детей.

Существует хорошее восточное изречение, говорящее, что ребёнок – это «гость в твоём доме»: его следует приютить, накормить и… отпустить. Действительно, ведь у него свой жизненный путь, и в доме родителей он, можно сказать, находится проездом. А все попытки как-то задержать его, навязать свою волю, ограничить в правах – это не что иное, как взятие в заложники. В конце концов, в будущем ему предстоит самостоятельно строить дом, выбирать профессию, обзаводиться друзьями и любимыми людьми, создавать семью и т. д. И основы всего этого закладываются в раннем детстве – через осознание ребёнком себя в этом мире, начало практической и познавательной деятельности, самоактуализацию.

Несмотря на искусственный характер человеческой цивилизации, её основа исходит из природы самого человека. Так что самостоятельному развитию малыша ни в коем случае нельзя мешать; ведь даже если это делается из лучших побуждений, результаты всё равно будут худшими – родитель может уничтожить то, к чему он вроде бы изначально стремился.

Поскольку жизнь развивается циклично, через подобные кризисы человек будет проходить и в дальнейшем. И это не только возрастные кризисы: сходные процессы можно наблюдать и в профессиональной карьере, и в политической жизни. Согласитесь, никакой нормальный человек не сможет смириться с ограничениями диктаторского государства, поскольку власти пытаются относиться к гражданам как к маленьким детям, – такое отношение воспринимается как оскорбление человеческого достоинства. Точно так же работник какой-либо организации может сделать успешную карьеру только в том случае, если ему предоставить хоть какую-то инициативу: сотрудники, всю свою жизнь послушно исполняющие волю начальства, никуда больше не продвигаются и даже не улучшают своё материальное положение. Так что ранний детский кризис нужно воспринимать положительно – активность и даже настырность малыша является залогом его успешного развития в будущем.

Трёхлетний возраст – это особенная веха в развитии ребёнка. Считается, что в этот период базовое развитие ребёнка заканчивается: он уже в полной степени владеет речью, ходит, вступает в межличностные отношения, начинает трудовую практику (хотя бы в виде работы по дому). Дальнейшие годы – это как бы путешествие по тому искусственному миру цивилизации, который был построен многими поколениями людей за всю их историю. Ребёнку предстоит познакомиться с буквами и числами, текстами, теориями и гипотезами, изучить сложную и запутанную социальную организацию и занять в ней собственное место. Понимание всех этих вещей возможно только в условиях самостоятельной деятельности: если просто рассказать ребёнку о том, как работает водопроводный кран, он никогда не научится им пользоваться, поскольку здесь нужно именно практическое освоение.

При строгом воспитании и множестве запретов у ребёнка может развиться что-то вроде страха практической деятельности, и он будет сопровождать его даже во взрослые годы. Равно как и негативная оценка самого себя: мол, всё, что я делаю по естественному побуждению, является неправильным, – следовательно, я сам по себе неправильный и вообще зря появившийся на свет. Именно такие мысли появляются у людей, которым с самого раннего детства запрещали быть людьми.

Смотреть видео


Как пережить детский кризис трех лет?

Добрый день, уважаемые читатели! Знаете ли вы, что происходит с ребенком в три года? Многие дети в это время превращаются в невыносимых тиранов. Родители в шоке. Что случилось с их милым покладистым сыном или дочкой?

Я много слышала об этом кризисе. Но была уверена, что нас он точно минует. Ведь я такая продвинутая мама, всегда прислушиваюсь к малышу, предоставляю свободу, уважаю его личность. Однако, за несколько месяцев до трехлетия дочка разбила мою самоуверенность в пух и прах.

К счастью, сейчас этот дикий период благополучно закончился. Я потихоньку прихожу в себя. И хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Как пережить кризис трех лет?

Что произошло?

Я не буду глубоко вдаваться в психологию. Расписывать, как в три года малыш начинает по-новому осознавать самого себя, начинает активно отделяться от родителей и т.п. На эту тему можно говорить много, и все эти слова не будут иметь никакого значения.

Важно — что происходит на практике? Общаясь с мамами трехлеток я выявила следующие закономерности:

  • у ребенка появляется свое мнение, противоречащее мнению родителей;
  • на любые просьбы и предложения родители слышат твердое «нет»;
  • начинает зашкаливать упрямство;
  • нередко данный период сопровождается истериками — в самых разнообразных формах;
  • ребенок часто действует наперекор старшим.

У разных детей кризис трехлетнего возраста проходит по-разному. У кого-то — почти незаметно. У кого-то — остро. А некоторые дети всегда были очень упрямыми, поэтому их мамы не увидели никаких серьезных изменений.

То же самое можно сказать и про длительность кризиса. У кого-то — один месяц. А у кого-то — год. Но чаще всего пик упрямства продолжается 2-3 месяца. Потом наступает улучшение. Ребенок снова начинает идти на контакт с родителями.

Наш опыт

Если ближе к трем годам вы начали чувствовать, что не справляетесь с ребенком. Не паникуйте. Это не потому что вы — плохая мать. Не потому, что вы допустили множество ошибок в воспитании. И это не значит, что ваш малыш теперь всегда будет упрямым и неуправляемым.

С подобной ситуацией сталкиваются многие мамы. Очень многие! Вы не одни. И с вами все нормально.

До 2,5 лет дочки я старательно изучала принципы воспитания без наказаний. Достигла в этом каких-то успехов. Вместо резких запретов старалась объяснять дочке, почему то или иное нельзя. На любые промахи малыша старалась реагировать с любовью.

Дочка часто шла мне навстречу, прислушивалась к моим словам. И вообще была просто ангелом, а не ребенком! Все у нас было почти идеально. А редкие «неидеальные» моменты удавалось решать мирно и с любовью.

Нельзя сказать, что дочка была безропотной и послушной. Нет, у нее всегда был свой характер, и по природе она — руководитель. Но до кризиса трехлетнего возраста с ней можно было договориться. Можно было что-то объяснить. Или как-то иначе донести свою мысль.

Но где-то в 2,9 начали происходить резкие перемены. Дочка больше не желала слушать никакие доводы. На любые предложения можно было услышать только одно: «Нет!!»

Начались истерики. Без адекватного повода. Например, она могла закатить истерику, чтоб ей дали что-то, чего нет в доме. Или например, чтоб ей немедленно дали кашу, а каша еще не готова — варится на плите. Никакие доводы не помогали. Надо — и все!

К счастью, истерики быстро закончились. Но категорическое «нет» оставалось вплоть до трехлетия. Если раньше, пролив воду, она спокойно вытирала лужу тряпкой, то теперь она не соглашалась это сделать ни за что.

Категорически отказывалась убирать игрушки. Даже если на полу лежали всего две куклы. Отказывалась надевать трусы. Ходить в туалет. Ложиться спать (несколько раз даже засыпала на полу). Начала есть песок на улице. И делать все то, что я запрещала.

Но вскоре это прошло. И сейчас моя дочка хоть и не такая отзывчивая, как раньше. Но уже вполне спокойная. Иногда даже соглашается убрать часть игрушек.

Что делать?

От мамы зависит довольно много. И в такие кризисы мы должны занять правильную позицию. Помочь ребенку побыстрее пройти через этот период жизни.

Как правило, в три года ребенку не хватает свободы. Ему хочется быть самостоятельнее. Хочется чувствовать свою значимость. И весь кризис — это своеобразный бунт за свободу. Мы должны удовлетворить эту потребность в свободе. Так или иначе.

Однако, для начала вам надо убедиться, что цель малыша — свобода, а не мамино внимание. Капризы ради привлечения внимания — это совсем другая история. Это — не кризис трех лет. И такие капризы «лечатся» теплом и любовью.

Если же вы понимаете, что ребенок и правда затеял «бунт», прислушайтесь к следующим советам:

  1. Не паникуйте и не вините себя ни в чем.
  2. Постарайтесь относиться к ребенку с уважением. Проявляйте больше внимания к его мнению, к его интересам. Это уже не крошечный малыш, а почти взрослый человек!
  3. Как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать. Пусть он выберет из предложенных вариантов, куда вы пойдете гулять, что он наденет, что вы приготовите на ужин. Ищите возможности выбора на каждом шагу.
  4. Часто на ваш вопрос: «Будешь кушать суп или овсяную кашу?» малыш будет отвечать — «Макароны!» Но не отчаивайтесь. Объясняйте, что макарон в доме нет. Есть только суп и каша. Если ребенок сообщит, что тогда он ничего не будет есть. Уважайте его выбор. Пусть ничего не ест.
  5. Старайтесь быть как можно мягче с ребенком. По возможности давайте ему больше любви. Если малыш разрешает его обнимать (хоть иногда!) — обнимайте. Как минимум, по утрам. Побольше играйте в его любимые игры. Говорите приятные слова. Показывайте, что вы его любите, несмотря ни на что.
  6. Говорите, как вы понимаете малыша. Что вы понимаете, как ему обидно, что нельзя обедать макаронами. Озвучивайте его чувства: «Тебе грустно, ты расстроен, ты злишься».
  7. Иногда нужно проявить свое жесткое «нет». Если малыш затеял что-то опасное, нужно твердо и решительно пресекать это. Как бы он ни истерил. Вы должны занять позицию: «Так делать нельзя. Поэтому, к сожалению, я обязан унести тебя отсюда».
  8. Если вы не можете обойтись без наказаний, наказывайте. Но не шлепками. Важно как-то отстранить ребенка. И делать это не со злостью, а спокойно, из чувства долга. Я выводила дочку за дверь комнаты. На минуту-две. Для нее это было серьезным наказанием.
  9. Отделяйте поведение малыша от самого ребенка. Он ведет себя так не потому что он плохой. А потому что в нем происходят изменения, которые он не может спокойно «переварить». Сам ребенок остается хорошим и любимым.
  10. Этот метод нежелателен, но я им пользовалась от отчаяния. Находите момент собственной выгоды. И подайте это, как логичное последствие. Например, дочка разбросала какие-то вещи и игрушки. На что я говорю, что не буду с ней играть, пока она все не уберет. Потому что я не играю в беспорядке. На это дочка продолжала увеличивать беспорядок, но я получала много свободного времени. Здесь важно не отступать от своих слов.
  11. Насколько это возможно, уменьшайте возможности для конфликтов. Например, уберите до лучших времен мозаику, если не хотите собирать ее по всей квартире. Уберите подальше одежду не по сезону (если малыш настойчиво желает летом гулять в куртке). Не ходите гулять с самокатом, если ребенок не желает везти его обратно. И так далее.

Детские кризисы — это еще и возможность заглянуть внутрь себя. Увидеть свои недостатки, оценить непаханное поле для работы над собой. Когда ребенок послушный, кажется, что я очень даже неплохая мама. Но кризис обнажает все наши проблемы. И помогает нам стать лучше.

Поэтому важно принять этот этап вашей жизни с малышом с благодарностью. Учитесь быть мудрее, терпеливее, мягче. Учитесь любить своего ребенка. Бескорыстно служить ему. В подобные кризисы хорошо видны ваши мотивы. Вы заботитесь о своем крохе для того, чтоб он вас радовал? Или просто потому что он — ваш сын, и вы любите его любым?

Отличная лекция известного психолога по теме кризиса 3х лет:

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и подпишитесь на новые статьи блога. Я желаю вам любви. До новых встреч!

Ссылка на основную публикацию