Логоритмика – игровой метод коррекции звукопроизношения

Использование элементов логоритмики в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе по исправлению звукопроизношения у детей.
методическая разработка по логопедии на тему

Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории МБДОУ д/с КВ № 4 Баевой Галины Владимировны.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_elementov_logoritmiki_v_individualnoy_i_podgruppovoy_korrektsionnoy_rabote_po_ispravleniyu_zvukoproiznosheniya_u_detey.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов логоритмики в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе по исправлению звукопроизношения у детей.

Логопедическая ритмика – один из самых редко освещаемых разделов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Можно назвать единичные работы в этом направлении: В.А. Гринер, Г.А. Волкова, Е.А. Оганесян.

На современном этапе под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (“терапия движением”), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Я считаю, что логоритмика , ее связь с музыкой и движением, помогает не только в развитии речевой деятельности ребенка, но и в сенсорном воспитании детей, дефицит которого так ощущается в настоящее время, когда более важным считается обучить ребенка грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармоничного развития.

Известно, что тяжелые дефекты чаще всего сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций. И в связи с этим я ставлю следующие важные задачи в работе с детьми дошкольного возраста:

  • Активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);
  • Увеличить объем памяти;
  • Развивать зрительное, слуховое восприятие;
  • Развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;
  • Помочь формированию у ребенка двигательных навыков.

Особое внимание уделено развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координации.

В моем арсенале учителя-логопеда имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Но многие не осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма. Например, проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.

Мною замечено, что под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная настройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, фонематической и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

По-моему мнению, главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

В своей работе я часто использую логоритмические упражнения в
индивидуальной, подгрупповой, коррекционной работе по исправлению
звукопроизношений у детей. Это упражнения, направленные на

совершенствование мышечного тонуса и основных психомоторных качеств (статической и динамической координации двигательной памяти) во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).

Например, при формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление мышц брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звука надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, а другие с расслаблением. Но первоначально навыки релаксации следует регулировать в двигательной сфере . Например, игра “Тряпичные куклы и оловянные солдатики”.

По команде взрослого: “Тряпичные куклы”- дети поднимают руки над головой, дают им медленно упасть, опускают голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде: “Оловянные солдатики ” — дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслаблением – более длительным.

Работа по обучению детей приемам релаксации должна сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.

Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной последовательности:

  • Формирование правильного нижнереберного дыхания и подражанию;
  • Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания);
  • Развитие силы, продолжительности, постепенности и целенаправленности дыхания.

Это упражнения “Косари”, “Топор”; произносимые на выдохе звуки, слоги, словосочетания, слова и т.д. Например: Вдох

Выдох: па папа папапа папапапапа

папапапапупупипипэпэ и т.д. Для развития общей моторики используются двигательные упражнения с речевым сопровождением. Например:

Мы топаем ногами – топ-топ-топ (топать ногами)

Мы хлопаем руками – хлоп-хлоп-хлоп (хлопки руками)

Качаем головой — вот так, вот так (покачивание головой влево-вправо)

Мы руки поднимаем (поднять руки)

Мы руки опускаем (опустить руки вниз)

Мы руки подаем и бегаем кругом (взяться за руки и бежать по кругу)

При развитии мелкой моторики рук используются:

• Статические упражнения (“Птички кушают”, “Бабочка”, “Замри” и
др.), для придания кисти ребенка определенной позы;

• Динамические упражнения – это пальчиковая гимнастика (“Сорока-белобока”, “Семья”, “Дождик”).

Мы капусту режем, режем, (движения прямыми ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок)

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимать и разжимать кулачки).

Развитие мимических мышц строится на использовании естественных мимических движений:

“Плакса ” – зажмуривание глаз;

“Надуем шарик ” — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

“Мы удивились ” — приподниманием и опусканием надбровных дуг;

“Подмидоры-толстячки огурцы-худышки и др. “

Для развития артикуляционной моторики берутся упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:

“Вкусное варенье ” – круговое скользящее движение языка по губам;

“Футбол ” — движения языка вправо-влево в полости рта с выпячиванием щеки;

“Прятки ” — чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов и др.

Позднее можно предложить детям задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела:

Открыть широко рот и развести руки в стороны;

Округлить губы и руками показать обруч;

Вытянуть губы вперед “трубочкой” и потянуться за руками вперед и др.

Ориентировка на ритм движений и переключением с одного ритма на другой формируется в процессе упражнений по слуховому, зрительному и тактильному восприятию: “сделай как я”, “выложи, постучи, похлопай, потопай как я”. При этом сопряжено-отраженно отрабатываются:

  • Ритм повтора;
  • Ритм чередования;
  • Ритм противопоставления.

Так, при постановке автоматизации правильного звукопроизношения у ребенка, логопед упражняет его в ориентировке на ритм повтора и чередования.

Чередовать произнесение пар гласных звуков (“а-у”, “а-и”).

Слогов: “ла-ла-ла! Одинаково сказала

Язычок вверх. ЛА-па-ЛА-па! Язычок то наверху, то внизу. Делай как я “.

При этом формируется умение осуществлять безошибочную переключаемость с одного артикуляционного движения на другое. Считается, что разнообразные мышечные сокращения языка, челюстей, пальцев ног, дыхательной мускулатуры являются непременным условием ритмического переживания.

Ритм – это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие словообразования.

Таким образом, ритмические движения можно использовать для создания оптимальных условий для восприятия и осуществления речи.

Развитие чувства ритма начинается с формирования представлений о темпе, как о скорости следования звуков. При этом дошкольники должны научиться подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи (медленный, умеренный и быстрый).

Взрослый читает текст, а дети повторяют за ним движения руками в нужном темпе.

“Есть у любого два кулачка Стукнул один по другому слегка: Стук-стук, стук-стук, Стук-стук, стук-стук.

Ну, а ладошки не отстают, Следом за ними весело бьют Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп Кулачки быстрее бьют, До чего стараются. Стук-стук, стук-стук, Стук-стук, стук-стук.

А ладошки тут как тут, Так и рассыпаются:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, хлоп-хлоп “. Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, т.е. освоение соотношения длительности и пауз, является следующим этапом ритмической работы. Закрепить полученные знания можно в такой игре, как “Ритм по кругу”.

Дети стоят (сидят) полукругом. Педагог отстукивает ритм. Дети внимательно слушают и по команде повторяют (совместно и отдельно). Ритмический рисунок выполняют правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или ударяют по предмету перед собой), комбинированно правой и левой рукой, а потом одновременно двумя руками. Затем предлагается воспроизвести то же ритмический рисунок ногами. Следующий этап — воспроизведение ритмического рисунка выполняется одновременно руками и ногами вместе.

Наиболее сложными заданиями для детей является двигательное моделирование ритмических рисунков детских попевок, типа

Ан-дрей-во-ро-бей, не го-няй го-лу-бей, Го-няй га-ло-чек из-под па-ло-чек.

Здравствуй, у-те-нок! Чей ты ре-бе-нок?

Ко-го зо-вешъ ты? К ко-му плы-вешь ты?

В дальнейшем происходит перенос сформированных ритмических ориентировок на речевой материал.

Все это не только позволяет детям овладеть ритмическими структурами, но и на их основе создать предпосылки для усвоения фонетической стороны речи. А также совершенствовать пространственно-временную организацию речедвигательного акта.

Занятия логоритмикой позволяют раскрыть творческие способности каждого ребенка. Языковое общение не происходит в вакууме. В работе используется эмоциональный язык – мимика, жесты, телодвижения, которые знакомы детям и с охотой повторяются ими. В конечном итоге от простых упражнение мы переходим к инсценировкам (индивидуальным, подгрупповым, групповым).

Легче всего провести инсценировку песенок, стихов-диалогов, отрывка из сказки. Импровизация включает все знания, полученные ребенком в ходе обучения, и представляет собой аналитико-синтетическую, творческую деятельность детей.

Например, можно предложить ребенку представить ситуацию:

  • Извините, вы кто? Почему на вас мое пальто?
  • Это ваше? Очень приятно! Получите его обратно!

Такие стихотворные тексты, хорошо запоминаются ребятами и принимаются для игры, например:

Рано-рано выпал снег.

“Это снег? Не может быть!

На дворе! Не может быть!

На траве! Не может быть!

В октябре! Не может быть!

Неужели это снег!” –

Не поверил человек.

Благодаря таким тематическим зарисовкам, происходит синтезирование различных видов деятельности, у детей возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются языковые и речевые способности.

Таким образом, использование логоритмических элементов:

  • общеразвивающие упражнения;
  • работа над дыханием, развитием голоса;
  • простейшие приемы массажа;
  • гимнастика для глаз, мимических мышц;
  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения на релаксацию;
  • чистоговорки, речевые игры под музыку и без;
  • упражнения на развитие чувства темпа и ритма;
  • упражнения на развитие внимания и восприятия, памяти.

в индивидуальной ежедневной и подгрупповой работе с детьми дает положительные результаты в процессе нейропсихологической коррекции дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы упражнений, разработанные специально для заикающихся помогут в укреплении здоровья детей, развитии основных двигательных навыков, будут способствовать развитию координированных и.

В данной публикации родители могут ознакомиться с этапами логопедического воздействия при коррекции звукопроизношения.

Наглядная презентация для родителей . Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей дошкольного возраста.

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по ме.

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф.

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и ег.

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей. Особенности коррекции неправильного произношения.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Мне, как логопеду, в своей работе часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п.

Действительно, в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Не является исключением и город Зеленогорск. По статистическим данным, только около 15% новорожденных в нашем городе появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.

  • Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и

движением рук.Развитие мелкой моторики, плавности и

выразительности речи, речевого слуха и

речевой памяти.Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.Развитие речи, внимания, умения

ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.Логопедическая (артикуляционная)

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.Укрепление мышц органов артикуляции,

развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.Чистоговорки для автоматизации и

фонопедические упражнения.Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

выразительности невербальных средств

общения, позитивного самоощущения.Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.Упражнение на развитие словотворчества.Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих

игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь мне тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов – взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, дефектолог и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

В практическую работу по использованию логоритмики включились все логопеды нашего детского сада. При совместной работе творческой группы логопедов и музыкального руководителя в разработке тематического планирование были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.

При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:

  • развитие чувства ритма –упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания –упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики –упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  • развитие общей моторики –динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  • развитие мелкой моторики –пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-

педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

ЛОГОРИТМИКА. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

    Леонид Чеглоков 2 лет назад Просмотров:

1 ЛОГОРИТМИКА. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов все больше волнует вопрос речевого развития детей. Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей; отражаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства (особенно эмоционально-волевой сферы), приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности). Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика. Это одна из форм коррекционной работы, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Движение издавна использовалось в качестве лечебного и профилактического средства. Болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, С. Банков предложили для обозначения данного метода коррекции термин «кинезитерапия». Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика. «Чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление логоритмической работы развитие речи детейлогопатов и коррекция их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

2 Весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями (чаще стихотворное сопровождение) или музыкально-двигательными упражнениями. Для эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей, используются следующие разделы: 1. Вокальное музицирование. Сюда входят игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, пение с движением и тональным аккомпанементом. 1.2 Инструментальное музицирование. В раздел включаются игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов. 2. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела являются для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. 3.Танцевально-ритмические упражнения способствуют развитию чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры ( в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств, эмоций. 3.1.Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки Игроритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевальноритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками,

3 притопываниями и.т.д.). Для игрового оформления задания часто используются погремушки, палочки, кубики, камешки. 4. Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости). Эмоционально-волевой тренинг направлен на развитие эмпатии, коммуникативных навыков и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку это этюды на развитие мимики, пантомимики. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. 5. Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком. Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с речевыми нарушениями. Принцип системности обуславливает последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики. Системность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Логоритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. И.П.Павлов подчеркивал, что в педагогике (а значит, и в логопедической ритмике) постепенность и упражняемость следует считать основным физиологическим правилом. Принцип активности. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми упражнениями. Принцип наглядности. При нарушенных функциях, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Большое значение имеет образное слово, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения. Принцип доступности и индивидуализации. Он предусматривает учет возрастных, психологических особенностей ребенка, а также характер нарушения моторики речи. В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Каждый метод имеет ряд разнообразных приемов:

4 наглядно-зрительные показ педагогом образца движения или его отдельных элементов; подражание образцам окружающей жизни; наглядных пособий. тактильно-мышечные включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротцадуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. И если воротца задеваются, то ребенок сам определяет неправильность своего движения. наглядно-слуховые звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и.т.п. игровой прием близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее эмоционально-эффективен. Он позволяет детям глубже погрузится в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. В результате знания усваиваются быстрее. Этим объясняется повышенное внимание к используемому игровому оснащению занятий по логоритмике. Дети играют с кубиками, шишками, каштанами, палочками, колечками, бусами, мячиками, пробками, прищепками и эта работа с материалами различными по фактуре дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции. При словесном методе используются следующие приемы: o пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы; o беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет игры и.т.д. o образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической коррекции. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи, заикание и алалия (отсутствие речи). Часто у детей-логопатов наблюдается недоразвитие отдельных психомоторных функций (внимание, память, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук, общая моторная неловкость), они отличаются и рядом личностных особенностей (снижена работоспособность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, плаксивость). В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать

5 координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание. Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели расширение словаря детей, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием различных пособий и наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать все виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную). Таким образом, на занятиях по логопедической ритмике осуществляется развитие слуховых, зрительных функций, оптикопространственных представлении, тактильного восприятия, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы. При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с речевой патологией, необходима тесная связь в работе всех специалистов. Деятельность логопеда и музыкального руководителя, при решении общих задач, является взаимодополняющей, что является положительным фактором в достижении результатов всей коррекционной работы.

Методические рекомендации для педагога «Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений»

Дошкольное детство — самый благоприятный период для развития речи от ее содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и других компонентов языковой системы я использую эффективное средство преодоления речевых и неречевых нарушений, как логоритмика.

Методические рекомендации для педагога «Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений»

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Эта проблема требует поиска путей оптимизации развивающей среды с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенеза.

Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость.

Логоритмика – это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Логопедическая ритмика позволяет решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

  • Укрепление костно-мышечного аппарата.
  • Развитие координации движений и моторных функций.
  • Воспитание правильной осанки, походки.
  • Развитие ловкости, силы, выносливости.
  • Формирование двигательных умений и навыков.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
  • Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  • Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
  • Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и. т. д.
  • Формирования и развитие организаторских способностей.
  • Коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.
  • Учитываются возрастные и личностные особенности детей, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, а также развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
  • Корреционные задачи устраняют нарушенные функции, развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Логоритмические занятия способствуют:

  • Укреплению костно-мышечного аппарата
  • Развитию фонематического слуха
  • Развитию слухового внимания
  • Развитию музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
  • Развитию мимики, пантомимики
  • Формированию и развитию кинестетических ощущений
  • Развитию координации и пространственной организации движений, моторных функций
  • Развитию выразительности и грации движений
  • Воспитанию переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • Формированию, развитие, слухо-зрительно- двигательной координации
  • Развитию физиологического и фонационного дыхания
  • Развитию певческого диапазона голоса
  • Развитию чувства ритма
  • Воспитанию умения перевоплощаться
  • Развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
  • Воспитанию связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
  • Формированию и закреплению навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя.

Кроме того, упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, побуждают ребенка к общению, освобождают от неподвижности на занятиях и также включают следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • ритмические уражнения служат средством формирования и развития чувства ритма и выразительности в движениях и в речи;
  • упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенность;
  • упражнения для развития общей моторики позволяют регулировать мышечный тонус;
  • для развития мелкой моторики применяются игры с пальчиками (пальчивовая гимнастика), сопровождаемые чтением стихов, народных потешек, скороговорок, чистоговорок. С помощью пальчиковых игр эффективно закрепляется произношение поставленного звука, отрабатывается дикция, развиваются общие речевые навыки, координация тонких движений пальцев рук;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей;
  • упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.

В занятиях используется принцип постепенного наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к детям к логоритмическим заданиям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

  1. Алябьева Е.А Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением:Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи.-СП6.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999.
  3. Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий. СП «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015г.
  4. Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 706 раз

Библиографическое описание:

Котова С. В. Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 59-62. — URL https://moluch.ru/archive/127/35339/ (дата обращения: 28.02.2020).

Запущенные проблемы с речью в детстве приводят к неудачам во взрослой жизни. Ведь дефекты речи могут помешать вашему ребенку в будущем стать грамотным руководителем или ведущим специалистом в любой сфере деятельности. Сегодня скорректировать речь малыша, устранить дефекты речи можно с помощью занятий с логопедом и музыкальным руководителем логопедической ритмикой.

Логоритмика, или речевая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением специального речевого материала. Логопедическая ритмика включает в себя: ходьбу в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие мелкой моторики; пальчиковые игры.

Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка, кроме этого, развиваются пластика, пальцы ног и рук, чувство ритма.

Логоритмические занятия проводятся с детьми начиная с 2–3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: зайчики, птички. С возрастом игры усложняются. Для детей более старшего возраста педагог подбирает стихотворения, песни, четкие по ритму движения, большинство упражнений проводятся в игровой форме.

Стоит отметить, что успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение — от этого зависит адаптация ребенка к школе. С самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнений и игр.

Логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение ребенка, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, развивает внимание, память — зрительную, слуховую, музыкальную, моторную, логическую — не только движением рук, но и ног, у ребенка постепенно появляется чувство ритма, вырабатывается правильное произношение звуков.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и ног. Выполняя руками, пальцами различные логоритмические упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. При выполнении упражнений совмещаются движение губ, языка, мимика лица. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Дети учатся произносить поговорки и скороговорки.

«Игры с ручками» — пальчиковые игры лучше всего помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним. Для игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, можно использовать массажные шарики (Су-Джок), маленькие игрушки для настоящих театральных постановок. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и к разговорно-ролевой игре. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением.

Кроме пальчиковых игр на занятиях применяются и речевые игры — подражание голосам животных, птиц, произношение различных звуков. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребенка.

Цель логоритмики: Преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Общие задачи:

Развивать речевые и певческие навыки: дыхание, дикция, звукообразование, речевая и певческая интонация.

— Развивать речедвигательную координацию.

— Формировать коммуникативные навыки.

— Развивать восприятие музыки и согласовывать её с движениями.

— Обеспечивать возможность эмоционального и двигательного самовыражения детей.

— Способствовать снижению психоэмоционального напряжения.

— Развивать умение передавать характер музыкальных произведений при помощи пантомимики и т. д.

Задачи воздействия на детей средствами логоритмики по возрастам:

— Формирование чувства темпа;

— Развитие мышечного ощущения направления движения;

— Формирование предпосылок исполнительской деятельности;

— Формирование простейших элементов творчества;

— Расширение пассивного словаря, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

Развитие чувства темпа, чувства акцента, чередующихся ударений;

— Формирование навыка осознанного восприятия пространства;

— Постепенное отделение исполнительства от подражания;

— Стимуляция творческой активности;

— Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности;

— Развитие музыкально-пластических способностей;

— Развитие у детей точности и выразительности исполнения;

— Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности;

— Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, развитие мелкой моторики.

Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально-ритмического мышления;

— Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений;

— Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического и звукового

оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения;

— Обучение творческому использованию накопленного арсенала знаний, навыков, умений.

Направления логоритмики:

Речевое;

Музыкально — ритмическое направление:

Коррекция звукопроизношения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи посредством логоритмических занятий

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно его личность в целом. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма.

Учеными доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга.

Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия детей с ОНР впервые были представлены в работах Р.Е. Левиной.

У детей с общим недоразвитием речи I уровня звуковая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания.

У детей с общим недоразвитием речи II уровня фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Наблюдается нарушения между способностью правильно произнести звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Одной из характерных особенностей является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза

У детей с общим недоразвитием речи III уровня – в фонетическом плане дети: – неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твердые, звонкие – глухие, мягкий звуки могут заменяться на твердые.

У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие – С, 3, Ц, шипящие – Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные – Р, Р’, Л, Л’, нередко мягкие и звонкие), но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в аккустическом и артикуляторном планах звуков: С – Ш, 3 – Ж и т.д.

Произносительные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их не различению. Последние – более грубые, так как затрудняют понимание высказывания. Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированости процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности и неточности движений органнов артикуляции – губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Это приводит к неправильному произношению звуков, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

В современной логопедии существуют многочисленные эффективные методы коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения широко используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Тем более это актуально для современных детей. У которых все чаще встречаются пренатальные патологии ведущие к дисфункции головного мозга, приводящие к церебростеническим состояниям гипервозбудимости. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2009-2010 учебном году. Свою работу я начала с изучения авторских методик и обширного практического материала многих авторов (Волковой Л.С., Мухиной А.Я Власовой Т.М., Пфафенродт А.Н., Картушиной М. Ю, Кузнецовой Е.В, Макаровой Н.Ш. и др.)

Я, как учитель – логопед принимала активное участие в разработке инновационного проекта по теме: «Логопедическая ритмика для детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ компенсирующего вида».

Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Видя положительную динамику по всем параметрам, в том числе и значительное улучшение звукопроизношения, я решила продолжить внедрение этой технологии в коррекционную работу с детьми среднего возраста 4-5 лет, но более углубленно остановилась на работе по коррекции звукопроизношения.

Учитывая психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи, изучив формирование звукопроизношения детей в онтогенезе и особенности формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с ОНР, я построила свою работу следующим образом.

Мной написаны и внедряются в коррекционный процесс:

1. Перспективный тематический план коррекционной работы по логопедической ритмике для детей 4-5 лет с ОНР;

2. Разработаны конспекты логоритмических занятий;

3. К разработанному ранее диагностическому инструментарию по следующим параметрам:

• Состояние общей моторики;

• Состояние мелкой моторики;

• Воспроизведение ритмов по словесной инструкции;

• Ориентировки на «ритмическое чувство» в речи;

• Восприятие пространственных представлений.

В диагностические параметры я добавила разделы:

2. Согласных раннего онтогенеза

3. Свистящие звуки

4. Шипящие звуки.

• Состояние фонематического слуха и восприятия:

1.Определение 1 звука в слогах (нач. года), в словах (конец года)

2. Определение последнего звука в слогах (нач. года), в словах (конец года)

Занятие по логопедической ритмики проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста. Занятие состоит из трех частей.

Подготовительная часть – продолжается 3-7 минут.

В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.

Основная часть – занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

  • На развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • На развитие фонематического слуха и внимания;
  • На автоматизацию звуков;
  • Развитие чувства темпа и ритма;
  • На развитие координации движения и речи с движениями;
  • Пение, танцевальные движения;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • На развитие тонких движений пальцев рук;
  • На развитие речевых мимических движений;

Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут.

В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.

В конце каждого месяца совместно с музыкальным руководителем проводим итоговое сюжетно-тематическое занятие по логопедической ритмике в музыкальном зале. Подготовка к итоговому занятию осуществляется на трех занятиях. На первом занятии дети знакомятся с содержанием, темой занятия; на втором и третьем занятиях заучиваем речевой материал, работаем над речевым дыханием, над автоматизацией звуков, работаем над координацией движений, музыки и слов. Четвертое занятие – итоговое. На нем осуществляется показ знаний умений и навыков, полученных на предыдущих подготовительных занятиях.

На логоритмических занятиях широко использую фонетическую ритмику.

Фонетическая ритмика – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движения, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

На подготовительных занятиях я использую карточки с изображением «звучков» в движении, а так же личный пример-показ выполнения упражнения. Движение и речевой материал предварительно не заучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и произносят речевой материал синхронно с логопедом. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции.

На первых порах следует исключать резкие движения. Для некоторых детей начальный этап – пассивный. Постепенно он сам привыкнет и начнет выполнять упражнения со всеми детьми. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать, и включится в совместную игру.

В конце каждой недели мы с музыкальным руководителем на методическом часе обсуждаем музыкально – ритмический репертуар.

Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно – коррекционный процесс. На детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, а ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют закреплению, автоматизации и дифференциации звуков у детей. Логоритмические занятия являются комплексными занятиями по компенсации дефектов речи. Логоритмические приемы являются дополнительными средствами в коррекции звукопроизношения у детей ОНР.

Нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Добро пожаловать на праздник красивой речи!

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПБ., 1995.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Каше Г.А Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

8. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

11. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

12. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. МУХИНА А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

14. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007

Читайте также:  Кризис подростквого возраста: что делать родителям?
Ссылка на основную публикацию