Коммуникативные проблемы у детей: какие могут быть трудности

Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников
консультация на тему

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых. Специалисты выражают озабоченность увеличением низкого уровня коммуникативного и познавательного развития детей, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь. Такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Дошкольник попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, вызывает «ожидание неуспеха». Это может вызвать искажение процесса формирования «образа Я», то есть уже в этом возрасте привести к отклонениям в развитии личности (в ряде случаев скрытый стресс может выливаться в агрессивные вспышки и немотивированное поведение). Но именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
problemy_kommunikativnogo_povedeniya_obrabotka.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников.

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых. Специалисты выражают озабоченность увеличением низкого уровня коммуникативного и познавательного развития детей, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь. Такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Дошкольник попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, вызывает «ожидание неуспеха». Это может вызвать искажение процесса формирования «образа Я», то есть уже в этом возрасте привести к отклонениям в развитии личности (в ряде случаев скрытый стресс может выливаться в агрессивные вспышки и немотивированное поведение). Но именно в дошкольном возрасте происходит, по словам А.Н.Леонтьева, фактическое складывание личности человека.

Причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии, могут быть разными. Одна из самых существенных состоит в недостаточном состоянии здоровья ребенка, то есть нарушениями биологической основы (наличие легкой органической симптоматики, функциональных расстройств, длительных соматических заболеваний и пр.). Но только быть физически здоровым оказывается недостаточно: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития). Несмотря на увеличение информационного потока, на достижения науки и техники, стало распространенным явление, известное под названием «педагогическая запущенность». Причем педагогически запущенные дети часто имеют обеспеченных родителей, живут в полных семьях, но где, налицо выраженный содержательный дефицит детско-родительских отношений.

Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребенка, выделяют и третью причину, которая заключается в существенном снижении активности ребенка (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой). Речь идет о психологической активности, которая, по сути, является важнейшим условием развития деятельности, поведения, адекватного отношения ребенка к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.

Приведем пример. Можно часто видеть, как ребенок младшего и даже среднего дошкольного возраста идет с мамой за руку, она привлекает его внимание к различным предметам; ситуациям, что-то показывает, объясняет. Маме в данном случае принадлежит ведущая, активная роль в познании ребенка. Другой же ребенок в этой ситуации ведет себя иначе: проявляет пытливую любознательность, постоянно тянет маму к замечаемым им букашкам, звукам и пр., задает вопросы. Именно он вызывает маму на общение, он познавательно активен, коммуникабелен. Перечисленные факторы неразрывно связаны между собой, и недостаточность хотя бы одного из них может стать причиной не только трудностей в обучении, но и нарушения в развитии.

Сетования педагогов по поводу недостаточного уровня речевого развития детей (особенно связной речи) можно слышать, пожалуй, чаще других. Они говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей при составлении рассказов «из личного опыта», по картине и серии картин; пересказывании художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй.

Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

Однако специальные наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников содержание общения ребенка определялось предметной средой, то потом предметный план уступает первенство социальному. Поэтому и ведущей деятельностью дошкольного детства становится игра. И главным объектом восприятия, пристального наблюдения и исследования является мир людей.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Это вовсе не означает, что он не видел, не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Всем известна, например, ситуация, когда дети ясельного возраста играют в песочнице: каждый со своим совочком, каждый со своим ведерком, просто мирно сосуществуют. Играющего рядом ребенка в качестве объекта взаимодействия они ещё не рассматривают. Но вдруг ведерко соседа привлекает внимание ребенка, он встает, направляется именно к ведерку, отбирает его у владельца и … спокойно начинает совочком насыпать туда песок.Что же делает тот, кто лишился ведерка? Здесь возможны варианты: стоит и громко плачет, привлекая внимание мамы; кричит и тянет свое ведерко до тех пор, пока оба не падают и т.д. Главное, что оба ребенка удовлетворяют свой предметный интерес, интерес к ведерку, а не социальный. Поэтому они сами разрешить конфликт не могут. Это способны сделать только мамы.

В дошкольном возрасте дело обстоит уже иначе. Уже у младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия. Конечно, самостоятельно наладить взаимодействие младшие дошкольники ещё не умеют, не знают, как это делается. Очень многое зависит от взрослого, от того, как он будет руководить этим процессом, научит ли своего малыша необходимым средствам привлечения внимания другого человека.

Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить коммуникативную проблему «силовым» способом.

Из этого можно сделать вывод, что перед всеми, кто занят в сфере воспитания и обучения детей в годы, предшествующие школьному обучению, стоит серьезная задача создания условий для коммуникативного развития детей в этот ключевой для формирования личности период. Чтобы проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми.

Наблюдения за детьми ведутся во время наивысшей речевой активности – в свободном, не регламентированном взрослым, общении (то есть не в ситуации занятий), на прогулке, в ролевых играх. Наблюдать за коммуникативным поведением ребенка вовсе не означает проводить специальную экспериментальную работу, выделять особое время, вести протоколы, дневники, что требует достаточно много времени, которого у воспитателей фактически нет. Многие стороны коммуникативного поведения педагоги, которые наблюдают ребенка в процессе обучения и свободное время, могут охарактеризовать сразу, без длительного ознакомления.

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Одной из причин является неблагополучная обстановка в семье, которая может проявляться в противоречивости и непоследовательности воспитания. Детская психология выделяет несколько широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным проблемам:

  • “Звездный ребенок”. Любой поступок этого ребенка вызывает восхищение всех членов семьи, которые мгновенно выполняют каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
  • “Паинька-детка”. В этом случае родители ожидают от ребенка в первую очередь соблюдения внешних приличий и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, для ребенка с самого раннего возраста нормой поведения становится лицемерие.
  • “Трудный ребенок”. Он создает хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
  • “Золушка”. Этот ребенок старается угодить, но поощрение получают другие дети или взрослые. В итоге ребенок вырастает неуверенным и завистливым.

На развитие коммуникативных навыков у детей влияет и темперамент. Например, сангвиники обычно легко сходятся с людьми, их отличает легкость в общении и эмоциональность; холерики обладают ярко выраженной эмоциональной сферой, они вспыльчивы и не способны к самоконтролю; флегматики трудно сходятся с людьми, но отличаются спокойствием и постоянством привязанностей; меланхолики обычно не уверенны в себе и ранимы, отличаются замкнутостью и отчужденностью.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка, являются соматические, психофизиологические и наследственные заболевания.

Если у родителей есть подозрение о наличии у ребенка каких-либо проблем в общении или поведении, то необходимо обратиться к специалисту. Только хороший детский психолог способен установить причину коммуникативных проблем и найти пути и способы их преодоления.

3. Причина: психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания.
Часто признаком заболевания являются:
а) неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;
б) неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
в) отсутствие способности и эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;
г) множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;
д) отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность;
е) проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль;
ж) двигательная расторможенность, повышенная возбудимость,
з) склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность.
Внешне вся совокупность этих проявлений может выражаться в таких кратно сформулированных определениях как:
-эгоизм;-упрямство;-неуравновешенность;- агрессивность, жестокость,-неуверенность в себе (застенчивость);
– страхи;- вранье;- отсутствие друзей;- не складываются отношения с братом (сестрой);- не ходит гулять, т.к. на него не обращают внимания.
Упражнения и игры для развития коммуникативных навыков

Все развивающие игры и упражнения, направленные на устранение коммуникативных проблем и развития коммуникативных навыков, можно условно разделить на 6 групп.

  1. “Я и мое тело”.Группа упражнений для преодоления пассивности, замкнутости и скованности детей. Эти упражнения развивают пластику, гибкость, стимулируют двигательную активность ребенка..Сюда входят и ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: “походи как старик, лев, как котенок, как медведь”
  2. “Я и мой язык”.Игры, развивающие мимику и пантомимику: “Испорченный телефон”, “Крокодил” и другие .беседа “Как можно общаться без слов?”, “Через стекло”, “Расскажи стихи без слов”

3. “Я и мои эмоции”.Основная функция третьей группы игры и упражнений заключается в развитии умений распознавать эмоции человека и адекватно передавать свое эмоциональное состояние (“Дневник настроений”, “Рисуем эмоции пальцами”).

Ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками

Малыш нуждается в общении в любом возрасте. Однако, по мере взросления, характер этого общения существенно меняется. Если вы говорим о возрасте 2-3 лет, то приоритетным для ребенка является общение со взрослыми (мамой, папой, дедушками и бабушками) и своими игрушками. До 3 лет ребенок не испытывает потребности в общении с другими малышами. В возрасте 4 лет ребенок по иному расставляет приоритеты. Он предпочитает общение со сверстниками общению с родителями. Именно с этого возраста родители могут наблюдать проблемы у малыша. Ребенок может иметь проблемы при контакте со сверстниками, проявление которых родители смогут быстро распознать.

Основные признаки наличия у ребенка проблем при общении со сверстниками.

  1. Малыш долго привыкает к незнакомому коллективу или обществу.
  2. Родителям сложно оставить ребенка одного в незнакомом месте (в садике, гостях). Малыш может расплакаться и не отпускать маму и папу от себя.
  3. Ребенок не стремится заводить новые знакомства. Если он окажется в новой компании малышей, то предпочтет игру со своими игрушками в стороне от других детей.
  4. У ребенка мало «знакомых» малышей. Чаще всего, он равнодушен к общению с детьми родительских друзей.
  5. Малыш, зачастую, не принимает активного участия в различных детских мероприятиях (в саду, в развивающем центре).
  6. Ребенок обидчив. Он сразу обижается на любой поступок сверстника и долго таит обиду на него.
  7. Малыш не умеет постоять за себя на площадке или в детском саду. При малейшей обиде ребенок ищет помощи у мамы или папы.
  8. Сверстники ребенка не проявляют к нему интереса. Малыша не зовут в гости другие дети, и он сам не стремится навестить кого-то из сверстников.

Причины коммуникативных трудностей у ребенка.

Причины трудностей ребенка в общении могут быть самыми разнообразными. Вполне возможно, что они связаны с вливанием в новый коллектив (например, в детском саду). И, по пришествие времени, уйдут сами собой. Однако не всегда коммуникативные проблемы у ребенка проходят бесследно.

Основными причинами отклонений в поведении ребенка являются:

  • Избалованность малыша;
  • Частые запреты родителей на развлечения со сверстниками вследствие слабого здоровья малыша;
  • Отсутствие внимания родителей к малышу (при длительном рабочем дне и чрезмерной занятости мамы или папы);
  • Чрезмерная привязанность ребенка к одному из родителей;
  • Закрытость членов семьи, неделание нарушать сложившиеся правила в доме;
  • Ограничение в общении ребенка со сверстниками со стороны мамы и папы из-за боязни дурного влияния.

Последствия трудностей при общении у ребенка.

К основным последствиям нарушения коммуникативных функций можно отнести:

  • Ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт;
  • Общение со сверстниками подменяется многочасовыми играми в компьютерные игры, просмотром телевизора;
  • Ребенок перестает слушаться родителей. Возникают проблемы не только при общении со сверстниками, но и с членами семьи;
  • Малыши напоминают «раков – отшельников», замыкающихся в своем мире.

Если вовремя не принять мер для устранения проблем в общении у ребенка, то данные последствия могут быть самые удручающие.

Как решить проблему общения у ребенка?

Очень часто мамы и папы начинают «лечить» малыша самостоятельно. Родители начинают активно способствовать участию малыша в детских развлечения, вовлекая его, тем самым, в общение с детьми.Однако такое поведение родителей может вызвать положительный эффект только, если в некоторых случаях. Например, если малыш был застенчив в новом коллективе, например, в детском саду. И активные коммуникативные игры помогли ему справиться с проблемой.

Зачастую, малейшее неверное поведение родителей может лишь усугубить ситуацию. Поэтому лучшим решением является обращение к детскому психологу. Специалисты “Семейного центра нейропсихологической диагностики и коррекции” помогут родителям не только выявить причины, но и устранить проблемы общения малыша со сверстниками. Профессионалы смогут найти язык с любым ребенком. Раннее диагностирование коммуникативной проблемы у детского психолога, а также ее лечение, позволит избежать многих проблем в будущем.

«Со мной никто не дружит!» – трудности в общении со сверстниками

«Со мной никто не дружит!»

Начиная с раннего возраста дети учатся общаться, делать что-то вместе и заводить друзей. Задача родителей – помогать им преодолевать барьеры в общении и не бояться контактировать с ровесниками или детьми старшего возраста. В силу определенных обстоятельств может сложиться ситуация, когда ребенок говорит, что никто не хочет играть и проводить с ним время. Ребенок расстроен, много плачет и боится знакомиться с новыми детьми. Как правильно родителям следует оказать поддержку?

Специалист по детской психологии

Опыт работы более 15 лет в ведущих Центрах диагностики и консультирования г. Москвы. Более 10 лет частной психологической практики.

Психологическое консультирование и психотерапия, помощь в решении проблем детско-родительских и семейных отношений, коррекция эмоциональных и поведенческих трудностей у детей, сложностей в учебе, проблем в общении.

Записаться на прием

Коммуникативные проблемы у детей

Если ребенок ходит в детский садик и столкнулся тем, что никто из детей не хочет дружить с ним, родителям следует поговорить, выяснить, почему он так думает, попросить его описать, как именно другие дети ведут себя с ним. Затем нужно аккуратно обсудить эту проблему с воспитателем детского сада, чтобы понять, почему ребенок стал аутсайдером, что именно отталкивает его от других детей. Также, необходимо побеседовать с другими мамами, узнать, сталкивались ли они с такими же проблемами, и если да, то как они справляются. Следует обратить внимание на поведение ребенка в семье: как много времени он проводит наедине с собой, присутствует ли он на семейных мероприятиях, как реагирует на новых знакомых.

Навыки общения

Если родители заметили, что проблемы в коммуникации присутствуют, нужно помочь ребенку развить три основных навыка, которые напрямую отвечают за коммуникацию:

  1. разговорный навык – это способность ребенка реагировать на речь, поддерживать беседу и отвечать на вопросы, выражать свои мысли. Этот навык является первостепенным, ведь если у ребенка проблемы с речью, другие дети могут его просто не понимать
  2. навык межличностного общения и сотрудничества – отвечает за взаимодействие с окружающими людьми, выстраивание отношений; включает умение сопереживать, встать на позицию другого, защитить свои границы, выразить потребности, участвовать в совместной деятельности
  3. навык эмоционального самоконтроля – каждый ребенок испытывает эмоции и проявляет их, но необходимо в повседневном общении учить ребенка осознавать, правильно выражать и контролировать свои эмоции.

Что делать?

Родителям рекомендуется самостоятельно попытаться помочь ребенку преодолеть страхи в общении и развить недостающие навыки. Конечно, невозможно насильно заставить детей дружить, но стоит попытаться наладить контакты с другими родителями, организовать мероприятие, где дети смогут начать общение. Общие интересы сближают, поэтому стоит узнать, чем именно ребенку хотелось бы заниматься, например, рисовать, танцевать или петь. Записать его в кружок, группу, где он увидит своих единомышленников.

Если ребенку очень трудно общаться, важно одного друга, к которому ребенок привыкнет. И здесь велика роль родителей: постарайтесь почаще звать этого друга в гости или на прогулку.

Записаться на прием к психологу в клинику Фэнтези можно по телефону +7 (495) 106-79-99

Проблемы общения детей со сверстниками: кто виноват и что делать

Детский возраст подразумевает постоянное общение со сверстниками: совместные игры, обмен информацией. Но в каждом детском коллективе находятся дети, отстраненные от основной группы сверстников. В большинстве случаев для этих детей такое положение не является проблемой. Им комфортно в своем мире. Тревогу бьют взрослые, понимающие важность общения и настойчиво включающие ребенка во взаимодействие с другими детьми, выводя его из зоны комфорта.

Давайте разберемся, почему у ребенка возникают проблемы с общением. Возьмем для обсуждения младший школьный возраст.

Сейчас много говорится о том, что дети заменили живое общение на гаджеты. Хотелось бы заступиться за новое поколение: у них просто поменялась форма общения.

Несомненно, есть категория детей, для которых гаджеты являются барьером между реальностью и их внутренним миром. Они замыкаются в играх и приложениях, строят свои виртуальные замки.

В основном же дети активно взаимодействуют в соцсетях, участвуют в групповых онлайн-играх. Конечно, они не сидят на лавочках возле дома, не играют в «Казаки-разбойники», но у них есть масса конкретных направлений взаимодействия. Они совместно просматривают интересное видео, обсуждают модели смартфонов, фотографии знакомых, новинки моды. Для большинства детей смартфон и планшет – это способ коммуникации. Отключите детям интернет, и вы увидите, что сама «игрушка» им неинтересна.

Проблемы общения

И все-таки дети неспроста выбирают виртуальное общение: многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности. Перед тем, как начинать работу по развитию коммуникативных навыков, нужно понять причины проблемы.

Застенчивость

Многих из нас воспитывались со знанием, что скромность украшает человека. Однако не следует путать скромность и застенчивость.

Застенчивость – это особенность, характеризующая человека как робкого и стеснительного. Застенчивый ребенок – нерешительный, робкий, боязливый. Эта черта характера мешает ребенку нормально жить. Ребенок боится ответить у доски, даже если он выучил уроки, заговорить с другим человеком, войти в коллективную игру. Почему? Потому что он боится сделать что-то не так, из-за чего над ним будут смеяться. Застенчивость сродни закомплексованности. Даже если ребенка похвалят, он будет крайне смущен и захочет спрятаться от общего внимания. Причина в глубокой неуверенности в себе.

Интровертность

Все знают, что в зависимости от психологических особенностей люди делятся на интровертов и экстравертов. Большинство людей являются экстравертами – они нуждаются в общении и взаимодействии. Интроверты, наоборот, некомфортно чувствуют себя среди других и старательно избегают любого взаимодействия. Их внутренний мир надежно скрыт от посторонних. С такими людьми не очень комфортно и неинтересно. Поэтому люди избегают интровертов. Однако самую большую сложность среди других людей испытывают сами интроверты: им страшно, неудобно, тревожно. Интроверту комфортно в одиночестве или в очень ограниченной компании людей. Они полностью уверены в себе и своих силах, но просто не нуждаются в других.

Семья

Важным фактором, влияющим на общительность ребенка, являются внутрисемейные отношения. Ребенок самовыражается в первую очередь в семье. Если дома к нему прислушиваются, ценят его мнение, поощряют инициативу, то и в общении со сверстниками он будет стремиться к подобному обращению. Если же в семье его мнение никому не интересно, его не слушают и не пытаются понять, то и с ровесниками взаимоотношения не выстроятся.

Дети сторонятся тех, кто ведет себя агрессивно, разрешает конфликты дракой и обидными словами. Это обычная манера поведения детей, которые сами чего-то боятся. Такое поведение тоже формируется дома: так ведут себя в семье и люди «в телевизоре». И еще одна причина такого поведения: ребенок не знает, как выйти из неприятной ситуации, не умеет управлять своими эмоциями.

Порой у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, грубит, когда ему делают замечания, и так далее. Привыкший к уступкам дома, он не в силах сдерживать себя и в коллективе, но вряд ли такой собеседник обрадует детишек.

Развиваем навыки общения у детей

1. Демонстрируйте навыки социального взаимодействия.

Дети копируют наше поведение. Будьте всегда вежливы, демонстрируйте заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.

2. Учите детей уважать других людей.

Объясняйте детям правила взаимодействия, учите делиться игрушками, уважать окружающих, не говорить плохо о друзьях. Простые правила вежливости – уступать другим место в транспорте, пропускать вперед девочку, открывать дверь, обращаться на вы к старшим – должны формироваться в детстве.

3. Расширяйте круг общения детей.

Очень важно постоянно расширять круг общения своих детей. Сначала это семья, потом родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии. Важно, чтобы круг общения был разновозрастным, и дети легко общались как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

4. Учите детей решать конфликты.

Учите детей решать спорные вопросы мирным путем. Хвалите ребенка за проявление дипломатичности. Не становитесь на сторону ребенка, не разобравшись в ситуации. Рассказывайте детям о своих переживаниях. Обсуждайте чувства ребенка и предполагаемые чувства других детей.

5. Создавайте условия для развития и реализации способностей детей.

Научите детей сознавать свои сильные и слабые стороны. Давайте ребенку возможность проявлять себя и свои способностей. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.

Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Этот родительский труд обязательно даст свои плоды и не раз порадует вас не только успехами своих детей, но и их заботой о близких.

Коммуникативные проблемы у детей: какие могут быть трудности

Многие взрослые почему-то смотрят на коммуникативные трудности детей с усмешкой, как-то снисходительно. Им кажется: «Какие сложности могут возникать в общении у ребёнка?»; «Неужели он, как и взрослые, может переживать по поводу конфликтов или собственных неуместных слов?»; «Разве может ребёнок осознавать свои тревоги, коммуникативные барьеры?» ит.д. Хочется на все эти вопросы ответить: «Да, несомненно!». Дети переживают и беспокоятся по поводу своих коммуникативных трудностей не менее, чем взрослые, а иногда и более, ведь их психика ещё такая незащищённая и ранимая! Ведь именно в детстве формируются и базовые установки и ценности, связанные с общением, и доминантные стратегии коммуникативного поведения, и формы деструктивного общения.

Наблюдая за особенностями общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, семейный психолог спб становится ясно, что в реальности не всегда существует картина полноценного, эффективного, соответствующего норме общения. Чаще всего дети испытывают разнообразные коммуникативные трудности, осложняющие процесс межличностного взаимодействия. Это говорит о существовании проблемы затруднённого общения. При этом для каждого ребёнка совместный процесс общения может быть различным с точки зрения его результата, вложенных усилий и эмоционального состояния.

Многочисленные ситуации затруднённого общения очень часто «накапливают» у ребёнка негативные эмоции. Конструктивно совладать с растущим эмоциональным напряжением ребёнок ещё не может и поэтому чаще всего использует такие формы психологической защиты, как пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация и компенсация.

Дети, с которыми затруднено общение, становятся непопулярными в группе, у них появляются обидные прозвища, им приписывается целый комплекс отрицательных черт. И как результат, у ребёнка постепенно формируется общее негативное отношение к себе и, как следствие, назревает внутренний конфликт.

Основными коммуникативными трудностями детей дошкольного и младшего школьного возраста можно отнести: трудности вступления в контакт; трудности в эмпатии; трудности, связанные с детским эгоцентризмом; трудности, связанные с отсутствием положительной установки на другого человека; трудности, связанные с неадекватной самооценкой ребёнка; трудности, связанные с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнёров по общению.

Однако ребёнок как «трудный» партнёр общения редко сознательно выбирает способы деструктивного общения, разрушающие процесс взаимодействия, чаще он не осознаёт последствия своих действий и поступков, т.е. не воспринимает себя как субъекта затруднённого общения. Более того, даже осознавая данный факт, ребёнок чаще всего не может самостоятельно изменить способы и формы своего общения и те личностные образования, которые лежат в их основе. Это обусловлено как возрастными особенностями (низкий уровень самоконтроля, слабая рефлексивность), так и небогатым арсеналом коммуникативных приёмов и техник.

Но замечательно то, что у каждого ребёнка есть так называемый коммуникативный потенциал личности, который представляет собой индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ребёнка (внутриличностных и поведенческих), характеризующий его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей игровой, трудовой, продуктивной и учебной деятельности.

Поэтому помощь ребёнку с проблемой затруднённого общения заключается в создании для него специальных условий, приводящих к качественному развитию его коммуникативного потенциала, а также в проведении посредством семейный психолог спб психокоррекционной работы с целью нейтрализации коммуникативных трудностей.

Программа, направленная на психокоррекцию коммуникативных трудностей детей представляет собой психокоррекционный комплекс, состоящий из 4 блоков: диагностический (определение актуального уровня коммуникативного развития ребёнка и выявление индивидуальных коммуникативных трудностей), установочный (более близкое знакомство психолога с детьми и формирование у них потребности сотрудничать с психологом и что-либо изменять в своих коммуникациях), коррекционный (групповые, а по необходимости – дополнительные индивидуальные формы работы с детьми с использованием разнообразных методов арт-терапии, психолог петербург, сказкотерапии, игротерапии и психогимнастики), блок оценки эффективности коррекционных воздействий (повторная диагностика).

Читайте также:  Правила использования компьютера для детей с 2 до 6 лет
Ссылка на основную публикацию