Формы практической психологии в работе с детьми

Основные виды деятельности детского психолога

Деятельность психолога предусматривает ряд форм и методов работы с родителями, детьми, педколективом, а также: самостоятельные виды деятельности психолога, направленные на организацию и проведение разных психолого-педагогических мероприятий.

1. Организационно-методическая работа:
Цель. Подготовка к участию в разных: коллективных психолого-педагогических мероприятиях дошкольного учреждения, города, области (психологические консилиумы, творческие встречи, семинары, родительское собрание, педсоветы, участие в методических объединениях практических психологов; курсы повышения квалификации и супервизия, методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, изучение психолого-педагогической литературы. и т.п.).

Разработка психолого-педагогических и методических материалов (коррекционных и развивающих программ, методических рекомендаций родителям и педагогам, психологических карт, таблиц, бланков протоколов для фиксации диагностической и другой информации, оформление документации и много другое.

2. Работа психолога с детьми
Цель. Создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.

3. Работа психолога с педагогическим коллективом дошкольного учреждения
Целью сотрудничества психолога с педагогическим коллективом являются повышения уровня психологической компетентности, поддержка заинтересованности к изучению каждого ребенка, личностно-ориентированная модель образо­вания, развитие психологического мышления, помощь воспитателю в овладении методами индивидуального и личностно-ориентированного подхода, умение признавать каждого ребенка как молодую личность, уважать ее и предоставлять соответствующую помощь.

4. Работа с родителями
Цель работы психолога с членами семьи воспитанников привлечь их внимание к судьбе собственного ребенка, помочь понять решающее значение ранних и дошкольных лет в формировании личности, в формировании чувства уверенности, защищенности, умения радоваться, сочувствовать, проявлять творческую инициативу, заботиться о доброжелательных отношениях с членами семьи, с друзьями, уметь достойно вести себя при победах и поражениях, помочь родителям принимать своего ребенка таким, какой он есть, ни с кем не сравнивая и не упрекая, помочь хорошо подготовиться к школе.

Многие родители полагают, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Это не так. Практический психолог в детском саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.
Существует еще одно ошибочное мнение, что: психолог, психоневролог, невропатолог, – это все одно и то же. На основании этого родители требуют от психолога невозможного.

Практический психолог не врач, он располагает информацией, касающейся психического состояния ребенка. Он может только обнаружить проблему, предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз может только врач.
При необходимости психолог работает не один. А совместно с психоневрологом, невропатологом, дефектологом, логопедом. Каждый из этих специалистов начнет с вами работу с вопросов, поэтому лучше сразу максимально честно отвечать на вопросы.

Скрывая истинное положение вещей, вы усугубляете проблемы своего ребенка, ведь тогда специалисты не могут правильно оценить положение вещей и дать правильные рекомендации, оказать необходимую помощь.
Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДУУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
В детском саду психолог присутствует для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд не всегда очевиден родителю, и не сразу виден, но малышу он необходим.

Направления деятельности практического психолога в ДУУ

1. Психологическая диагностика
Основная цель обследования — выявление индивидуальных особенностей, развития познавательных и личностных качеств, их динамики ;выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника.

Содержание и методы диагностической работы:
1. Изучение эмоционального отношения детей к ровесникам и воспитателям. Определение самочувствия ребенка в группе и уровня адаптации (ранний и младший дошкольный возраст – путем наблюдений; средний и старший возраст – к наблюдению прибавить индивидуальные беседы, разговора, игры.)
2. Изучение уровня эмоционального благополучия детей в группах; определение самооценки
3. Изучение особенностей детей, их интересов, способностей, уровня развития познавательных процессов, коммуникативных умений, способностей, с целью определения потребности в дополнительных или коррекционных занятиях, изготовления рекомендаций для индивидуализации воспитательной работы.
4. Определение уровня школьной зрелости. (диагностика для определение потребности в дополнительных или коррекционных занятиях и обеспечения преемственности в работе со школой)
5. Участие в работе медицинской-психолого-педагогической комиссии.

Помимо планового обследования проводятся и «ситуативные» исследования по запросу родителей.(тревожность, детско-родительские отношения, ревность к младшим сестрам или братьям и т.д)
Анализируя данные обследования, психолог стремиться к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа поведения ребенка и на основе полученного материала может выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.

Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Особой проблемой является принятие этих рекомендаций родителями (воспитателями) — только в этом случае они становятся действенными. Чем более связаны советы психолога с проблемами, сформулированными в запросе, чем большее тот, кто обратился к психологу за консультацией расскрыл правды, тем продуктивнее окажутся рекомендации.
Этика психолога в работе с родителями и воспитателями предполагает неразглашение полученных сведений; заключения и рекомендации, даваемые родителям или конкретному воспитателю по их запросу, никому больше не передаются.

2.Коррекционно-развивающая работа
Она включает в себя следующие формы работы:

  • групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах), развивающие игры;
  • индивидуальные психокоррекционные занятия;
  • занятия по подготовке детей к школьному обучению.

Дети на таких занятиях работают небольшими группами, и в процессе работы, игры возникает общение по поводу выполняемых заданий, взаимопомощь, сотрудничество, повышается уровень рефлексии и возможность прогнозировать результат. В процессе деятельности ребенок достигает цели, не боясь ошибок, это подкрепляет его уверенность в себе, он становится самостоятельным, успешным, а деятельность – более привлекательной.

Дошкольники с удовольствием играют в различные игры, разгадывают различные задания, находят отличия в картинках, у них развивается связная речь, ориентировка в пространстве, внимание, память, мышление, восприятие, воображение, моторика.

На таких занятиях психолог имеет возможность наблюдать за динамикой развития каждого ребёнка.

3. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер.
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.

Психологом проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями, лекции по психологическим вопросам развития и воспитания ребенка на групповых родительских собраниях, факультативы для родителей.

Оформляются стенды, папки с психологической информацией.
Проводятся активные формы психологического обучения (тренинги родительской эффективности, партнерского общения, и т.п.).
Так же проводятся индивидуальные беседы с родителями, во время которых психолог знакомит их с результатами психологического обследования ребенка.

Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которого включает и личностные особенности педагогов. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.

4. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование в ДУУ проводится по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Консультации бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей».

«Запланированные» – психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них обращается внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, или папа, выкраивали время для посещения подобных мероприятий.

Консультации «по запросу» – это консультации проводимые после обращения родителей с волнующей их проблемой. Родители могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. И это необязательно вопросы, связанные с развитием ребенка или его поведением.

5. Психологическая поддержка деятельности ДУУ
В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДУУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.

Формы работы психолога с различными возрастными категориями в образовательном учреждении

Психолог – человек, обладающий теоретическими знаниями в области психологии и практически работающий с жизненными и личностными проблемами детей и взрослых. Для этого помимо консультаций психолог использует разнообразные формы организации. К традиционным формам относятся лекции, беседы, семинары. Нетрадиционные формы работы основаны на использовании активных методов обучения – психогимнастики, тренинга, ролевых и деловых игр. При большом разнообразии форм работы психолога с детьми и взрослыми их можно разделить на индивидуальные и групповые формы работы. К индивидуальным формам работы психолога в образовательном учреждении относят индивидуальные консультации, индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми. К групповым формам организации работы психолога относят групповые консультации, консилиумы, педсоветы, семинары, лекции, тренинги, групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. Разнообразие форм работы психолога с детьми, родителями и педагогами представлено в таблице (табл.7).

Формы и методы организации работы психолога образовательного учреждения

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

– уроки психологии, лекции;

– ролевые и деловые игры.

– групповые коррекционно-развивающие занятия;

– игровые занятия с детьми и родителями;

– индивидуальные и групповые консультации;

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Данные формы работы обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание определяется по запросам родителей, педагогов, учащихся (старшеклассники), или по выбору психолога. Наряду с вербально-коммуникативными средствами при проведении групповых форм работы целесообразно использовать и невербальные (наглядные) средства: стендовая информация, распечатки рекомендаций, мини-тестов, анкет, развивающих игр и упражнений.

Традиционные формы обучения дают знания, а активные методы обучения помогают приобрести навыки. При рассмотрении активных методов обучения целесообразно остановиться на тренинге. Социально-психологический тренинг – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг – это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, детьми, которая является эффективным методом обучения и коррекции, и вызывает большой интерес детей и взрослых. В условиях образовательного учреждения целесообразно использовать тренинг с целью групповой профилактики нарушений психологического здоровья у детей и подростков.

Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг общения, тренинг ролевого, делового поведения, тренинг самостоятельности и т.д. Каждый тип тренинга имеет диагностическую и развивающую задачи, которые решаются не столько ведущим, сколько самими участниками. Назанятиях психолог может ставить ряд задач:

– дать ребенку или взрослому знания о нем самом, развивать рефлексию как процесс позна­ния и понимания себя и других;

– способствовать личностно­му росту, самоопределению и поиску жизненных ценностей;

– создать условия для раскрытия творческого потенциала личности;

– дать некоторые сведения о психологических функциях и процессах;

– совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал человека, помочь ему стать социально адаптированным.

Психолог является руководителем малой группы и ее участником одновременно. Он дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем, он грамотно осуществляет все процедуры, их анализ и интерпрета­цию таким образом, чтобы это служило и целям обучения, и в то же время способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, меняя творчески различный стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях.

Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия учителя относится к типу профессий «человек-человек». Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда – общение. И, тем не менее, педагогическое общение – камень преткновения современной школы. Коммуникативные способности учителя (умение адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо.

Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) – развитие социального интеллекта, навыков профессиональ­но-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие – неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность понимать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозировать межличностные события.

Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие:

1. Самопознание: получение конкретных сведений о себе; выяснение, каким человек предстает в глазах других; выяснение степени самостоятельности идеального «Я».

2. Диагностика: развитие самоанализа; развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно выражать себя; осознание того, что открытие «Я» возможно лишь в контакте с другими.

3. Проверка установок на образы других: развитие понимания позиции другого; формирование чувствительности к невербальным формам их проявления; развитие умения слушать и понимать другого; психотерапевтическое воздействие.

Можно выделить следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга:

1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве.

2. Они не могут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу лицом друг к другу).

3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура.

4. Если участники группы незнакомы друг с другом, то лучше не знакомить их (каждый может придумать себе вымышленное имя).

5. В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности технику облегчения участникам группы выражения их ощущений, переживаний, мнений.

6. Занятия группы должны проводиться в специально оборудованном помещении с достаточной звуковой изоляцией.

Принципы поведения в группе: 1) каждый участник группы может высказывать о каждом все, что хочет; 2) каждый участник должен высказывать вслух мысли, которые возникают «здесь и теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы; 3) нельзя говорить о группе за пределами занятий.

Читайте также:  Как бороться с капризами у детей

Программа обучения в группе состоит из трех частей:

– первая часть – вводная (участники знакомятся);

– вторая часть- тренировочная (отрабатывается система упражнений);

– третья часть- анализ тренировочной части.

Ведение группы социально-психологического тренинга – особый вид преподавательской и психологической деятельности, требующий определенных личностных и профессиональных качеств. Ведущий группы должен пользоваться полным доверием у обучаемых. Необ­ходимо помнить, что знание психологических особенностей другого человека – своеобразная форма власти над ним. Отсюда ведущий должен быть сам свободен от тенденций самоутверждения за счет окружающих и распознавать, и пресекать таковые у других участников, поскольку среди людей нередки случаи интереса к психологии как к средству достижения господства над окружающими. Ведущий должен уметь «обезвреживать» возникающие острые ситуации, агрессивность, маскируемую под прямоту и откровенность. Обучение общению в группе социально-психологического тренинга имеет целый ряд преимуществ. По мере сплочения группы ее участники начинают испытывать большую симпатию друг к другу, становятся более открытыми и обнаруживают большую готовность к изменению собственных установок, повышаются их активность и инициативность в поиске оригинальных решений. Обучение в группе позволяет понять структурно-функциональные взаимоотношения в жизни групп и коллективов, что обычно предстает перед повседневным сознанием в смешанном и поэтому неясном виде. Наблюдая образцы взаимоотношений между участниками своей тренинговой группы, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, притязаний на место в структурной иерархии, специфику вербальной и невербальной подачи. Объектом наблюдения может быть и выполнение группой своих задач: как ставятся цели, составляются планы и на­сколько они определяют, что, когда и где делает каждый участник.

Еще одна форма работы психолога – сеансы психологической разгрузки, которые проводятся психологом с детьми, с педагогами, с родителями. Для этого в образовательном учреждении предусмотрена специальная комната отдыха или уголок релаксации. Немаловажное значение здесь имеет создание благоприятных условий для отдыха (эстетически оформленный интерьер, озеленение, кресла для отдыха), создание комфортной микросреды (звукоизоляция, оптимальная температура и влажность воздуха), стимуляция положительных эмоций (экранное изображение, динамичное цветное освещение, музыка, природные звуки).

Выделяются следующие типы сеансов психологической разгрузки:

1. Вводно-ознакомительные (знакомство с кабинетом и привитие навыка отдыха в эстетически организованной комфортной среде).

2. Восстановительно-профилактические (снятие утомления, восстановление работоспособности, обучение навыкам саморегуляции).

3. Лечебно-оздоровительные (помощь в лечении начальных стадий нервных и нервно-соматических заболеваний).

4. Социально-психологические (улучшение социально-пси­хологической среды деятельности в коллективе).

5. Информационные и учебно-воспитательные (осуществление профессионально-прикладного и воспитательного влияния).

Многообразие отношений, содержательных аспектов, моделей и форм работы практического психолога образования предполагает их осознанный выбор на основе профессиональной рефлексии.

Развивающие групповые занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, могут проходить в форме факультативов, «уроков общения», с элементами тренинга. Занятия проводятся психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Для дошкольников – 30-35 мин., для младших школьников – урок, т.е. 45 мин, для старшеклассников – 1 час (факультатив). Такие занятия являются наилучшим средством профилактики нарушений и отклонений в поведении и общении и обеспечивают формирование психологического здоровья и выполнение воз­растных задач развития. Вследствие этого, учитывая компоненты психологического здоровья, можно определить следующие ос­новные направления в планировании психопрофилактических и развивающих занятий:

– аксиологическое направление – формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

– инструментальное направление – формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирование личностной рефлексии;

– потребностно-мотивационное направление – формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте;

– развивающее направление – формирование умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека, развитие произвольной регуляции поведения, формирование чувства компетентности, переориентация детей с оценок взросло­го на группу сверстников.

Вся профессиональная деятельность психолога должна отражаться в его документации. Годовой план – перспективный план работы психолога на учебный год состав­ляется по всем основным направлениям его деятельности: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа и психопрофилактика. Запланированные мероприятия фиксируются в календарном плане работы психолога на месяц. В циклограмме деятельности психолога на неделю фиксируется хронометраж рабочего времени и на каждый день определяется конкретный объем работы (табл.8).

Примерная циклограмма деятельности школьного психолога на неделю

Тема 1. Области детской практической психологии

Разные направления деятельности детского практического психолога, включающие все виды психологической работы. Развивающая работа, профилактика и коррекция проблем в развитии ребенка, выявление групп риска, консультирование родителей по проблемам психического развития ребенка и особенностей взаимодействия с ними, консультирование других специалистов, работающих с ребенком.

Психологическое просвещение: просвещение родителей и специалистов, работающих с ребенком о закономерностях психического развития, проблемах развития, методах из профилактики и коррекции.

Просвещение детей включает повышение компетентности относительно своих переживаний и переживаний сверстников, овладения навыками самоконтроля и саморегуляции.

Психологическая профилактика: выявление возможных особенностей и нарушений развития, осуществление мероприятий по их предупреждению (прогноз нормативных кризисов при изменении структуры семьи, проблемы адаптации, профилактика кризисов развития и т.п.).

Психолого-педагогический консилиум: собирается по инициативе руководства учреждением, педагогов, родителей или психолога. В каждом случае у психолога будут разные задачи и тактика работы. Необходима подготовка к консилиуму: выявление проблем ребенка, беседы с родителями, подготовка материалов диагностики предложений решения проблемы.

Психологическая консультация: проводится с родителями, педагогами и другими специалистами; может быть индивидуальной и групповой.

Психологическая диагностика: диагностика общего психического развития, индивидуальная диагностика, диагностика проблем (выявление групп риска), уточняющая диагностика. Диагностика с детьми обычно проводится в индивидуальной форме.

Психологическая коррекция: направления и формы коррекционной работы. Диагностика динамики коррекции. Зависимость успешности коррекции от индивидуальных особенностей ребенка.

Особенности работы с семьей и в детском учреждении в разных областях психологической практики. Развивающая работа в семье и в детском учреждении. Участие родителей в развивающей работе. Профилактическая работа в семье и детском учреждении. Роль психологического просвещения родителей и педагогов. Особенности работы с семьей детей групп риска. Учет отношения воспитателей к разным детям в группе при коррекционной и профилактической работе.

Реализация возрастных возможностей психического развития, стимуляция развития индивидуальных особенностей ребенка, создание благоприятного психологического климата и оказание своевременной психологической поддержки и помощи как основные задачи детского практического психолога. Учет индивидуально-типологических и личностных особенностей каждого ребенка, его склонностей, особенностей семейной ситуации и истории жизни при осуществлении психологической работы. Тесный контакт с воспитателями для тщательного отслеживания особенностей и динамики развития каждого ребенка.

Тема 2. Виды психологической работы

Виды работы детского психолога, применяемые для решения его основных задач: групповая и индивидуальная работа, сочетание групповой и индивидуальной работы, развивающая работа, психологическое

просвещение, психологическая профилактика, психологическая коррекция.

Психологическая работа с ребенком (диагностика, коррекция, развивающая работа, психопрофилактика, элементы психотерапии); с родителями и персоналом детского учреждения (беседы, лекции, дискуссии, ролевые игры); с группой детей (игры, занятия, развивающая и профилактическая работа, психокоррекция); с ребенком и родителями (коррекция детско-родительского взаимодействия, элементы психотерапии); с группой родителей и группой семей (совместные игры и занятия, проведение тематических мероприятий); с детьми и персоналом (совместные игры и занятия, подготовка и осуществление общих мероприятий); с педагогами и другими специалистами детских учреждений (обсуждения, ролевые игры, психологическое просвещение).

Формы работы: лекции, беседы, тренинги, коррекционные занятия, игровые занятия, организация совместной деятельности, объединение детей в подгруппы с развивающими и коррекционными целями, индивидуальные и групповые формы работы, формы сочетания групповой и индивидуальной работы в группе детей.

Тема 3. Формы организации работы детского практического психолога

Четыре аспекта организации работы в детской практической психологии: научно-исследовательский, прикладной, практический и организационный. Возможность сочетания некоторых аспектов работы, сотрудничество с методическими и научными организациями. Формы обмена опытом (конференции, семинары, встречи).

Специфика и требования к специалистам, взаимосвязь всех аспектов работы. Необходимость осуществления постоянных связей между специалистами, ведущими научную, методическую и организационную работу. Инициатива практических работников, их запрос о помощи и сотрудничестве с другими специалистами. Информация со стороны научных организаций о современных разработках в области теоретической и практической психологии.

Организационная система психологической службы, состоящая из трех основных звеньев: практический психолог в детском учреждении (дошкольном учреждении общего и специального типа, государственном или негосударственном, в детской поликлинике, районной консультации и т.п.); районный кабинет методической службы и психологической помощи (центр психолого-педагогической и социальной помощи, психологический кабинет при департаменте и т.п.); центр психологической службы (при научной организации, крупном учебном центре, лечебном заведении).

Задачи каждого звена: практический психолог осуществляет непосредственную (диагностическую, развивающую, профилактическую,

коррекционную, просветительскую) работу с детьми, родителями, коллективом детского учреждения; районный кабинет предоставляет информацию и обеспечивает необходимыми пособиями и материалами практических психологов, осуществляет повышение их квалификации, организует научно-практические конференции и семинары, осуществляет консультирование для населения и специалистов; центр психологической службы осуществляет научные исследования, проводит обучение специалистов, консультирует специалистов и население, осуществляет психологическую помощь по специальным проблемам.

Тема 4. Содержание работы детского практического психолога

Специфика разделения работы детского практического психолога, связанная с возрастными особенностями психики ребенка. Необходимость углубленного знания особенностей возрастного развития для узкой специализации по определенному возрасту и знания общих закономерностей и проблем развития других возрастов. Особенности работы с младенцами, детьми раннего и дошкольного возраста, детьми с особенностями развития.

Эмоциональное благополучие ребенка как условие успешного психического развития. Понятие об эмоциональном благополучии ребенка. Семейная ситуация и отношение родителей к ребенку как условие формирования уровня его эмоционального благополучия. Связь уровня эмоционального благополучия с уровнем развития самоконтроля, познавательной мотивации, эмоциональной сферы, способности к адаптации и с другими сторонами развития ребенка.

Проблема взаимоотношения развития и обучения. Развивающее обучение и обучение, форсирующее развитие. Зона ближайшего развития. Развивающее общение как основная форма обучения в младенчестве и раннем возрасте. Эксплуатация возрастных особенностей развития ребенка.

Периодизация детского развития в аспекте задач детской практической психологии: пренатальное развитие (организация развивающей среды за счет оптимизации состояния матери и психологического просвещения матери и семьи); новорожденностъ и младенчество (организация поддерживающей и развивающей среды, налаживание взаимодействия матери и других близких взрослых с ребенком, профилактика нарушений развития общения, психических процессов, привязанности); ранний возраст (помощь родителям в организации развивающей среды, налаживание ситуативно-делового и внеситуативно-познавательного общения, профилактика проблем адаптации и обострения кризисов развития); дошкольное детство (обеспечение развивающей, профилактической и коррекционной работы с ребенком и семьей, подготовка к школе); период адаптации к школе (профилактика и коррекция школьной дезадаптации, выявление детей групп риска и работа с ними);

младший школьный возраст (профилактика и коррекция неуспеваемости, девиантного поведения, психологических проблем ребенка и семьи); отрочество (профилактика и коррекция кризиса подросткового возраста, особенностей полового созревания, девиантного поведения); ранняя юность (профилактика и коррекция девиантного поведения, личностных проблем, профориентация).

Содержание работы детского практического психолога: учет особенностей возраста, диагностика темпов и особенностей развития, развивающая работа, выявление проблем развития, коррекционная работа, выявление детей группы риска, профилактика отклонений в развитии, работа с семьей и коллективом детских учреждений.

Тема5.Программа работы детского практического психолога

Особенности работы практического психолога в детском учреждении и в психологических центрах, обслуживающих население. В детском учреждении работа осуществляется с постоянным контингентом детей и членов их семей, в задачи работы входит планомерная диагностика психического развития, профилактика нормативных кризисов развития, сложностей адаптации; работа проводится последовательно в течение нескольких лет с одними и теми же детьми. В психологических центрах работа с более или менее постоянным контингентом (обычно с детьми и семьями группы риска, социально дезадаптированными, имеющими проблемы развития) сочетается с работой с “одноразовыми” клиентами, обращающимися за индивидуальной консультацией. Часто нет возможности проследить динамику и эффективность проведенной работы.

Планирование работы психолога в детском учреждении включает в себя выделение этапов работы, их последовательности, определение объема времени на каждый этап, содержания работы по этапам, необходимых средств.

Можно выделить следующие этапы работы психолога в детском учреждении.

Период адаптации включает знакомство с персоналом и контингентом детей и родителей, объяснение целей и задач своей работы, налаживание сотрудничества с другими специалистами, обсуждение условий работы с руководством.

Этап наблюдения включает планомерное сплошное наблюдение за детьми, по результатам которого составляется план последующей работы и формулируются первоочередные задачи: выявление проблемных зон в развитии детей и работе учреждения – особенности принятой в учреждении программы и концепции воспитания и обучения; особенности контингента детей и требований и ожиданий родителей; выявление детей с явными проблемами развития.

Диагностический этап, включающий планирование общей диагностики психического развития, необходимой диагностики

процесса адаптации детей, вновь поступивших в учреждение, диагностики уровня готовности к школе в подготовительной группе, планирование и проведение диагностики выявленных проблем в развитии детей, выявление детей групп риска.

Планирование коррекционных мероприятий включает коррекцию общих проблем учреждения (например, концепции обучения и развития, не соответствующей целям и задачам развития ребенка, форм неблагоприятного стиля взаимодействия педагогов с детьми и т. п.) и частных проблем индивидуального развития детей, выявленных в ходе диагностики.

План развивающей и профилактической работы с детьми разного возраста строится с учетом выявленных на этапе наблюдения и диагностики особенностей развития, включает в себя работу с детьми (по общим и индивидуальным проблемам, групповую и индивидуальную), работу с семьями и коллективом учреждения.

Планирование работы с семьями воспитанников заключается в составлении графика тематических встреч с родителями, индивидуальных консультаций, в организации наглядной просветительской работы.

Читайте также:  Необычные способы рисования для детей

Особенности работы психолога в детских учреждениях закрытого типа зависят от профиля данного учреждения и чаще всего требуют специальной подготовки. В любом случае включают работу с персоналом учреждения, семьями воспитанников (или семьями усыновителей).

Организация индивидуальной психологической работы, планирование встреч с клиентом, коррекционной работы и способов контроля результатов. Для проведения индивидуальной психологической работы с детьми, родителями и сотрудниками учреждения необходим кабинет, оснащенный пособиями, диагностическими материалами, обстановка кабинета должна обеспечивать психологический комфорт клиента. Необходимо, чтобы вся документация хранилась в отдельном, недоступном другим лицам месте, пользование ею возможно только с разрешения психолога.

Оформление психологического заключения. Психологическое заключение в письменной форме предоставляется родителям ребенка по их запросу или по запросу третьих лиц. В соответствии с характером запроса (диагностика, характеристика особенностей развития, выявление проблем развития и т.п.) составляется текст заключения. В тексте необходимо доступным для заказчика языком описать необходимую информацию, аргументировав ее результатами обследования ребенка. Предоставляемая информация не может быть использована во вред ребенку. Родители должны быть проинформированы о ее содержании и возможных последствиях для ребенка. Психолог решает, какую информацию можно, а какую нельзя включать в заключение.

Раздел 3. Содержание работы детского практического
психолога с детьми дошкольного возраста

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Инновационные формы работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Елена Ващенко
Инновационные формы работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в логопедические группы детского сада также растет.

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению,

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Достижение данных целей возможно при помощи:

• Методов психологического сопровождения: психогимнастики, музыкотерапии, различных видов массажа, психологических, развивающих игр и упражнений и т. д.

При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются: на первых этапах коррекционно – развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываю особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Занятия проводятся систематически: подгрупповые и индивидуальные.

Предлагаю вам некоторые методы работы с детьми, имеющих нарушения речи, которые можно применять не только на занятиях психолога, но и воспитателям в детском саду.

Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку, лечит страхи.

Формы музыкотерапии просты и доступны в любой обстановке детского сада.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству, и формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Применять психогимнастику можно на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Специфика организации занятий.

1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы, чувства (эмоции, движения ребенка так, чтобы механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

2. Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчит тренировку внутреннего внимания детей.

4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач.

5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.

Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика

«Угадайте, что я делаю?».

Один ребенок показывает действия, а другие — угадывают.

Детям после таких упражнений становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п., изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж – это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативной дистании. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Самомассаж мышц головы и шеи:

1. «Я хороший» – расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

2. «Наденем шапочку» – и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица:

1. «Рисуем дорожки» – движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки» – круговые движения от середин лба к вискам.

3. «Дождик» – легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови» – провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.

5. «Клювик» – движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

6. «Испечем блинчики» – похлопать ладошками по щекам.

7. «Умыли личико» – ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

1. Поглаживание языка губами.

2. Пошлепывание языка губами.

3. Поглаживание языка зубами.

4. Покусывание языка зубами.

Работа с детьми ведется как в группах, так и индивидуально. Практически все дети имеющие нарушения речи, требуют к себе повышенного внимания в силу вышеперечисленных особенностей.

Благодаря созданию системы взаимодействия специалистов нашего дошкольного учреждения, коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на занятиях со специалистами, закрепляются воспитателями и родителями.

Прикреплённые файлы:

inovacionye-formy-raboty_viqnb.ppt | 1549,5 Кб

Роль пальчиковой игры в развитии детей с нарушением интеллекта Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой.

С праздником, коллеги 14 ноября отмечается Всемирный день логопеда. Никому из участников клуба не надо объяснять, как важна и отвественна эта работа. Да это.

Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями

Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё – и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому – что видит у себя в дому».

Приведем пример. Часто воспитатели и родители приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, психолог выясняет, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу педагогу-психологу? Конечно, со взрослых. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.

Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:

  • Дни открытых дверей;
  • родительские собрания, включающие выступление психолога;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • Родительские гостиные;
  • проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.

При проведении Дня открытых дверей психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, со своим кабинетом, расписанием работы, рассказывает о том, с какими вопросами можно обращаться к психологу. Нередко родители не видят разницы между психологом и психиатром и не хотят идти на консультацию к педагогу-психологу.

На первых встречах с родителями (часто это бывают родительские собрания) проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с ранней готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и на индивидуальной беседе с родителем, а так же на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.

Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка.

В конце учебного года проводится опрос родителей, позволяющий оценить результаты работы психолога (родители указывают темы наиболее удачных выступлений психолога, выделяют «трудные» вопросы, оценивают результат практического применения полученных знаний, сообщают о произошедших переменах в семейном взаимодействии)

Анализируя анкеты родителей, психолог подбирает темы групповых консультаций, лекций, бесед.

Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, Родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.

Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей – совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

II. Индивидуальныеформы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

Читайте также:  Раннее художественно-эстетическое развитие

– проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

– проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

– проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

– внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

– воспитание ребенка в неполной семье;

– нарушения речи у ребенка;

– консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка. При проведении индивидуальных консультаций особенно ярко виден уровень профессионализма психолога.

К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

III. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

– «Как заучивать наизусть стихи с детьми (рекомендации психолога)»;

– «Причины детской агрессии»;

– «Поиграем вместе с детьми»;

– «Игры и упражнения для развития памяти»;

– «Как помочь ребенку полюбить детский сад»;

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как Родительские гостиные. Это гордость нашего ДОУ.

В нашем дошкольном учреждении Родительские гостиные проводятся в течение 5 лет. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ воспитатели, музыкальные руководители, хореограф, логопеды, педагог-психолог. Приглашаются специалисты общеобразовательных школ (учителя начальных классов), врачи (невролог, педиатр).

Вот некоторые темы наших гостиных:

  • «Помочь учиться»
  • «Такие взрослые трёхлетки»
  • «Возраст почемучек»
  • «Воскресные школы»
  • «Адаптация без слёз»

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Подготовка к Родительской гостиной проходит в несколько этапов и включает в себя следующие мероприятия:

  • Определяется тема гостиной, чему она будет посвящена. Повестка дня может быть разнообразной, с учётом пожеланий родителей.
  • Определяется дата, время, место, где будет проходить гостиная.
  • За неделю до гостиной вывешивается объявление о её проведении.
  • Родителям раздаются Пригласительные, сделанные руками детей.
  • Расставляется мебель, видеоаппаратура.
  • Приглашаются для выступления специалисты.
  • Подготавливаются Памятки для родителей, видеоматериал.
  • Разрабатываются вопросы обратной связи.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Традиционно Родительские гостиные начинаются с музыкального номера. Дети с удовольствием поют и танцуют для родителей.

2. Затем, с целью положительного настроя на встречу (на снятие напряжения; на знакомство), проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

  • объявление темы;
  • ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
  • представление приглашенных специалистов;
  • демонстрация видеоматериала (презентация, видео с утренников, открытых занятий, видеоролик педагога-психолога);
  • выступление по теме (учителя, медицинские работники, педагог-психолог);
  • диалоги с родителями (вопросы).

IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Регламент гостиной – 1 час 10 мин.

Проведение тематических родительских гостиных дало свои результаты. По нашим исследованиям, несмотря на то, что работа с родителями и раньше проводилась в системе, использовались разные формы работы с семьёй, в среднем лишь 42% родителей проявляли заинтересованность в жизни детского сада. Сейчас, после введения в практику проведения Родительских гостиных, заметно увеличилось (до 80%) число родителей регулярно посещающих родительские собрания, Родительские гостиные. Анализируя обратную связь (письменный опрос), можно сделать вывод о том, что такая форма работы с родителями как тематическая Родительская гостиная способствует более тесному взаимодействию ДОУ с семьей, росту психолого-педагогической компетенции родителей, росту доверия и взаимоуважения между педагогами и родителями.

В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДОУ привело к следующим положительным результатам:

1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОУ.

2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).

3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.

4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.

К работе прилагается презентация .

Формы и методы работы педагога-психолога с детьми «группы риска»

Специфика работы педагога-психолога заключается и в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё – и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому – что видит у себя в дому».

Приведем пример. Часто воспитатели и родители приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, психолог выясняет, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу педагогу-психологу? Конечно, со взрослых. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье. В основе новой философии взаимодействия семьи и школьного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и школьное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

Формы работы педагога-психолога подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

Групповые формы работы наиболее распространены. Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов, учащихся, а иногда и родителей.

Некоторые групповые формы работы:

· родительские собрания, включающие выступление психолога;

· групповые беседы, лекции и консультации психолога

· психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга;

· проведение психодиагностики ребенка.

Анализируя данные, психолог подбирает темы групповых консультаций, лекций, бесед. Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы. Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации. Чаще всего это проблемы:

– проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

– проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

– проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

– внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

– воспитание ребенка в неполной семье;

– нарушения речи у ребенка;

– консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка. К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога играют роль опосредованного общения между психологом и школьником.

Из наглядно-информационных форм работы психолога используются следующие: информационные проспекты для родителей; памятки; буклеты.

Используются такие методы работы со школьниками группы риска: создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении; повышение адаптивных способностей у обучающихся; внедрение новых коррекционно-развивающих программ; также первичная профилактика выявленных отклонений в процессе обучения; формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях профессионального образования; развитие мотивации обучения и познавательных процессов обучающихся. Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей “группы риска” наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля. В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку. Большая роль в работе с детьми “группы риска” отводится социальному педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям[6].

Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности. Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей “группы риска” необходимо определить причины поведения и поступков ученика.

Приемы, способствующие формированию у школьника правильного поведения: убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога; Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен; необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе); осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм; наказание – действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью.

Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;

Организация психологической коррекции школьников «группы риска» это обучение, воспитание и развитие учащегося в комплексе и при взаимодеймствии специалистов разных направлений деятельности. Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребёнка происходит в том случае, если на фоне органической и функциональной сохранности психики эти новообразования востребованы средой, в которой живет и действует ребёнок, строит свои отношения с миром и другими людьми.

Тренинг развития сензитивности – частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения

Содержание и методика проведения тренинга сензитивности

Задачи: обучение участников тренинга лучшему пониманию других людей, скрытых переживанияй собеседника, уменьшение числа конфликтов с социальным окружением

Практическое значение состоит в том, что полученные данные могут
быть использованы как основа для углубленной и развернутой теоретико-методологической разработки темы, а также могут быть использованы в деятельности практических психологов

Практическая цель: научиться понимать людей, улавливать скрытые переживания собеседника, уменьшение числа конфликтов с социальным окружением.

Практические задачи:

повышение чувствительность в восприятии окружающего мира;

– развитие способности понимать своеобразие каждого человека;

– улучшение возможностей в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании и деятельности людей;

– помощь в прогнозе поведения людей принадлежащих к разным социальным группам.

Возраст: учащиеся

Состав участников: 15-20 человек

Режим работы: 45 минут

Оборудование: Пачка бумаги, листки с цветом, клубок ниток, стакан с водой

Актуальность: существование разнообразных и противоречивых импульсов, исходящих от современного глобализирующегося мира, требуют от человека социальной пластичности. Возникает необходимость всестороннего анализа сензитивности и определения ее значения в современных условиях.

Структура тренинга:

1. Организационный момент

5. Основная часть

7. Завершение работы

Ход тренингового занятия:

1. Упражнение «Мои уши локаторы»

2. Игра «Ассоциации»

3. Игра «Магия нашего времени»

4. Упражнение «Общение»

5. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

6. Упражнение «Звериный ритм»

7. Упражнение «Расскажи о своем хозяине»

9. Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»

10. Упражнение «Лови кастрюлю»

11. Упражнение «Правда или ложь»

12. Упражнение «Коллективный счет»

13. Упражнение «Строим мост»

14. Игра «Молекулы»

15. Упражнение «Эмоции»

16. Упражнение «Паутина»

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Ссылка на основную публикацию