Что делать, если ребенок-левша: нужно ли переучивать

Консультация «Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша»

ксения понкратова
Консультация «Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша»

Переучивать или не переучивать ребенка, если он левша?

Психологические и физиологические особенности удивительных детей

Добрый день друзья. Хочу поделиться своим опытом, но с начало небольшое лирическое отступление.

Когда моя маленькая дочь начала подрастать я четко решила, что не буду ей совать ничего специально в правую руку, пусть определится сама, какой рукой ей удобней брать что – либо. И вот началось… С начало это были метания, то в левую возьмет, то в правую, но все же больше в левую (мой муж левша и дед тоже). Ага, думаю, ну вот постепенно определяемся. Но вот мы пришли в детский сад и воспитательница нам говорит: «А вы знаете, что Ваш ребенок левша?- да, знаю, ответила Я. «Я вам советую ее переучить, я своего сына переучила, а левшой быть неудобно, вы что!»

Я, конечно, все послушала, но когда мы пришли домой, я дала дочери в руку кисть и спросила: «Дочь, а тебе какой ручкой удобно рисовать, этой или этой?». Ребенок просто взял кисть в левую руку, и это было окончательное решение!

Право – леворукость у ребенка уже можно определить в 5-6 месяцев, окончательно же функция руки определяется к 4 годам. Ребенок 2-3 лет может брать предметы попеременно, то левой то правой рукой, это значит, что он еще не определился и родителям нужно просто немного подождать.

Родители 4-5 летнего ребенка уже должны точно знать кто их ребенок, левша или правша. Именно в этот период начинается развитие мелкой моторики руки, и начинается подготовка к школе. Если развивать не ведущую руку, ребенок будет быстро уставать, у него начнется отвращение к письму, он начнет плакать и капризничать.

Нельзя переучивать левшу!

Еще лет …дцать назад всех левшей поголовно в школах переучивали, находились люди, которые считали левшу чуть ли не уродцем.

Переучивание ребенка левши может стать причиной не только невроза, но и школьной неуспеваемости, в отдельных случаях нарушение зрительно – пространственных способностей, а также ориентированию в пространстве.

У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение сна, аппетита, раздражительность, перепады настроения, укачивание в транспорте.

Мозг знает, что делает.

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать его биологическую природу, заставив его писать правой рукой мы не можем изменить его ведущее полушарие.

Наш мозг состоит из двух полушарий: левое управляет правой стороной тела, а правое соответственно левой. Если более активно левое полушарие, то ребенок становиться правшой, если правое, то левшой.

Левое полушарие отвечает за логическое и мышление, чтение, письмо, речь. У правшей оно – доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое – левой рукой и ногой. У левшей же – все наоборот. Если у правшей при осознанных, волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями – так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. В итоге это оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки они более остроумны.

Большие проблемы для маленьких

Никаких трудностей по развитию речи у моего ребенка не было, как пишут многие статьи в интернете. Это не правда, что дети левши трудно-обучаемы и у них проблемы с речью, и они частые гости логопеда. Возможно, есть, но это малый процент. Трудности у меня с дочерью начались, когда мы стали учиться читать. А зачитала она у меня к сведенью, в 3.5 года. Так вот

1. Весь мир устроен «справа», поэтому леворукому ребенку пока он освоится приходится не сладко. …Начиная с дверных ручек и заканчивая дорожным движением все рассчитано на «Большинство». Очень важно мамам набраться терпению особенно когда мы учим наших деток переходить дорогу. Моя дочь однажды чуть не попала под машину прямо во дворе дома и когда я стала ей говорить:»Почему ты не посмотрела по сторонам!- она плакала и говорила: «Я смотрела!»…И она действительно посмотрела, но не налево, как смотрят все правши, а направо-потому, что она левша! Родители, учтите это, обучая вашего ребенка ПДД. Проговорите с ним это несколько раз и пройдите через дорогу, показывая на своем примере, куда с начало надо посмотреть. Эту привычку у левши нужно выработать до автоматизма.

2. Леворукий малыш пытается читать справа налево.

Когда мы с дочкой выучили весь алфавит, и настала пора перейти к слогам, начались трудности. Моя дочь хорошо знала буквы и хорошо складывала их в слоги, но вместо МА, было АМ! Я что только не делала….и объясняла и говорила и каюсь, срывалась на крик: «Ну что тут не понятного!». Потом сама себя ругала… А потом выход нашелся сам собой. Я просто стала ставить точки над первой буквой слога, с которого надо было начинать читать, и процесс пошел. Моя доченька начала читать

3. Еще одна проблема меленького левши – это ориентирование по часам со стрелками, ему труднее чем правше запомнить направление хода стрелок. Моя дочь научилась с начало время определять по электронным часам и только потом по стрелочным часикам.

4. Многое детям левшам приходится постигать самому. Например правши учатся на примере своих родителей как чистить картошку, шить и т. д. С левшой этот номер не проходит, сами понимаете почему…Ребенок не понимает, как сделать тоже самое, но только левой рукой.

Но не стоит расстраиваться, просто ребенок левша воспринимает мир по-другому, по-своему.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать, это как переучивать его ходить не на ногах а на руках. А вот развивать руку надо.

Упражнения для развития руки:

– предлагайте собирать пазлы левой рукой

– левой рукой завязывать и развязывать узелки

-закручивать или раскручивать мелкие детали

-лучшее упражнение это крутить карандаш в руке.

Сейчас часто попадаются переученные левши уже взрослые люди.

Я сама правша и вожу автомобиль уже 10 лет. И вот как-то общаясь с друзьями-водителями услышала такую историю. В ДТП попал водитель, переученный левша. Когда на дороге в туманную ночь появилась помеха, правша бы по инстинкту ушел от лобового столкновения вправо, он бы сделал это неосознанно и скатился бы в кювет. Но на дороге был переученный левша. Его учили быть правшой, но в экстремальной ситуации у него сработал инстинкт левой руки, она по природе своей у него ведущая и он резко вывернул руль влево, чем спровоцировал ДТП. Ведь движение в нашей стране правостороннее и все построено на этом. Вот и думайте товарищи родители, стоит ли переучивать маленького левшу на правшу.

Консультация для родителей «Что делать, если у ребенка нет друзей?» Прежде всего, понаблюдайте, как ребенок общается с другими детьми, расспросите его об этом. Так вы сможете понять причины проблемы – возможно,.

Консультация «Как вызвать речь у ребенка, если он не говорит?» Как вызвать речь у ребенка, если он не говорит? Конечно же, через звукоподражание! Это может быть звукоподражание голосам животным, например:.

Консультация для родителей «Если у ребенка проблемы с речью» Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения появляются его познавательная и предметная.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок левша» Леворукость не является патологией, а наоборот наделяет своего обладателя множеством преимуществ, поэтому нет причин для беспокойства..

Консультация для родителей «Что делать, если у ребенка кризис 3 лет» Если у мамы что-то можно, но только если она в хорошей настроении, у папы – нельзя никогда, а у бабушки – всегда можно, то ребенку будет.

Ребёнок-левша: Стоит-ли переучивать

Каждый человек – это целый мир с уникальными особенностями и отличиями.

Не существует таких параметров, которым он непременно должен соответствовать.

Твой ребенок отличается от других тем, что он левша?
Стоит-ли пытаться сделать его таким, как все?

Попытка «переучить» ребенка использовать левую руку при письме, еде и т. д. не может не казаться странной… Если у крохи будут, например: карие глаза, рыжий цвет волос, курносый нос, большие уши… — станешь-ли ты пытаться изменить его внешность?

Во всех советских школах дети должны были писать исключительно правой рукой, и других вариантов у них не было.
Некоторые учителя рекомендовали родителям привязать левую ручку ребенка к телу, чтобы он не мог ею воспользоваться. Но не кажется-ли тебе, что на самом деле это невероятное кощунство, физическое и моральное издевательство над ребенком?

Детские, да и не только детские, психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие и на всю его дальнейшую жизнь.

Почему мы разные

Известно, что человеческий мозг, состоящий из двух полушарий, является Центром Управления нашим телом. При этом работает перекрёстно, т. е. левое полушарие ответственно за правую половину тела, а правое, соответственно, отвечает за левую половину тела . В зависимости от того, насколько развиты полушария, мы можем воспринимать информацию по-разному.

Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности, например, левое полушарие «отвечает» за абстрактное мышление и речь, правое – за образное мышление, художественное и музыкальное творчество. Доминирующее левое полушарие приносит ощущение счастья и наслаждения, правое – страха и печали. Любое относительное доминирование одного из полушарий обуславливает психологические особенности человеческой личности.

Физиологическая природа «леворукости» и «праворукости» связана с перекрестом нервных путей, которые идут к полушариям мозга от конечностей. Соответственно доминирование левого полушария проявляется ведущей правой рукой, правого – левой. У третьей группы людей отмечается отсутствие доминирования. Толчком, когда одно из полушарий превращается в левое, является первое осознание крохой самого себя и начало овладения речью. Поэтому видимые различия между «левшами» и «правшами» начинают проявляться в 3 года.

«Правополушарные» — «левши» существенно отличаются от своих сверстников. Обычно это достаточно эмоциональные и художественно одаренные детки с затянувшимся упрямством. Они намного лучше лепят и рисуют, обладают большими музыкальными способностями. В то же время им свойственна некоторая задержка речи и сложности в произношении некоторых звуков. Такие дети непосредственны, доверчивы, капризны и плаксивы. Они подвержены сиюминутным настроениям и настойчивы в осуществлении желаний.

Левши с трудом осваивают чтение и письмо, которые в первом классе могут стать для них настоящим камнем преткновения. Непросто приходится левшам и в повседневной жизни. Ведь большинство предметов нашего быта приспособлено «под правую руку» (замки, дверные ручки, музыкальные инструменты, отвертки и др.), что требует дополнительной адаптации.

Люди, у которых левое полушарие более активно, способны мыслить логически, владеют аналитическими способностями, отлично запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков и решению арифметических задач.

А вот представители рода людского с развитым правым полушарием, которые отчасти и являются левшами, гораздо лучше реагируют на стрессы: они не теряются в сложной обстановке, могут оперативно оценивать ситуацию и принимать верные решения. Кроме того, они отличаются развитой интуицией, образным мышлением и творческими способностями. Неплохо, не так ли?

Кстати, знаешь ли ты, что среди людей искусства, а также общественных и политических деятелей есть довольно много левшей: Гай Юлий Цезарь, королева Виктория, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Аристотель… Этот список можно продолжать бесконечно. Мы рекомендуем тебе не забывать о нем, если вдруг тебе придет на ум переучить своего ребенка-левшу.

Переучивание опасно( ! )

Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тикам, энурезом, кожными заболеваниями , и прочим нарушениям психики. Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.

Некоторые дети могут легче переносить переучивание, но статистика неумолима: переученные левши редко преуспевают в жизни, обучение в школе и ВУЗ-ах дается им гораздо сложнее, чем тем левшам, которых родители и педагоги оставили в покое. А что до переученных спортсменов, то у них даже замедляется рост и физическое развитие.

Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы.

Имей в виду, что с 1985 года Минздрав не рекомендует менять физиологическую «привычку» быть левшой, что подразумевает снижение требовательности к почерку левшей в школах.

Левши – это потенциальные гении

Стоит знать, что ребенок-левша не просто кушает левой рукой, он ведет себя несколько иначе, так как его восприятие мира другое, чем у праворуких детей. Леворукий ребенок обычно более эмоционален, чем праворукий, он легче возбуждается и значительно активнее других детей. Кроме этого, мышление у такого малыша образное и дает возможность более чутко воспринимать все, что происходит вокруг. Как утверждают ученые, основываясь на результатах многолетних исследований, не переученные взрослые левши значительно успешнее и талантливее праворуких. Среди леворуких людей очень многих талантливых художников, писателей, актеров, причем очень часто они просто гениальны в своих областях.

Причина леворукости – доминирование правого полушария мозга

Причиной того, что ребенок рождается левшой, является доминирование правого полушария мозга, а у правшей доминирует левое полушарие. Из этого следует, что, переучивая ребенка писать, кушать рисовать правой рукой, родители пытаются исправить заложенную природой активность правого полушария. Однако переучить-то можно, но физиологическая составляющая остается неизменной.

Вследствие такого переучивания могут произойти психологические нарушения, которые способны затормозить нормальное развитие ребенка, привести к заиканию, нервному тику, отставанию в учебе.

Когда становится понятным, что ребенок левша

Однако делать выводы, что ваш ребенок левша, слишком рано не стоит. Очень часто маленькие дети в шесть-семь месяцев начинают брать игрушки левой рукой, однако это не является признаком леворукости.

Мнение специалистов таково: раньше, чем ребенку не исполнится 3 года, говорить о том, что он левша, нельзя.

Если же ребенок уже достиг 3 лет и стало понятно, что он левша, необходимо принять это и отнестись также, как и к обычному праворукому ребенку.

Существует некоторый процент людей, отлично владеющих обеими руками, их называют амбидекстрами.

У некоторых детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Такие малыши в играх и самообслуживании в одинаковой степени используют обе руки. В этот период допускаются осторожные попытки научить малыша праворуким действиям – без диктата, окриков и какого-либо насилия. В случае активного противодействия их следует немедленно прекратить.

Читайте также:  Ругать ли детей за рисование на стене

Как воспитать левшу

Если у тебя растет «леворукий» малыш, от тебя потребуется больше внимания, тонкий подход, применение интуиции в общении с ребенком.

Отнесись к особенности крохи как к уникальному, невероятному подарку судьбы. Однако не стоит стремиться вырастить из него вундеркинда. По сути, нет особого значения, какой рукой ребенок пишет и ест, ведь главное в жизни далеко не это.

Но ты должна иметь в виду, что для левшей существуют особенные ножницы, ложки и прочие приспособления, которые могут немного облегчить жизнь твоему ребенку.

Вот несколько рекомендаций, как следует себя вести с маленьким левшой:
• будьте доброжелательными и чуткими;
• создайте благоприятный климат в семье;
• не пытайтесь бороться с упрямством ребенка;
• примите ”леворукость” как должное;
• хвалите ребенка за успехи и поощряйте его художественный дар, но не пытайтесь «приготовить» вундеркинда;
• чаще делайте ребенку сюрпризы;
• поощряйте повышение уровня детской самооценки;
• не противопоставляйте малыша обычным деткам;
• лучше не учить ребенка чтению и письму до школы;
• не предъявляйте завышенных требований;
• любите ребенка таким, какой он есть.

Также не забывай, что мир левши несколько отличается от мира «обычных» людей. При письме тетрадь для такого малыша нужно расположить перпендикулярно привычному для правшей положению. Также малыш с рабочей левой рукой будет иметь трудности с построением ряда, то есть со сбором кубиков и мозаик. Возможно, таким занятиям тебе следует уделить больше внимания.

Прежде всего, родители должны ознакомится с программами развития леворуких детей, так как процесс развития несколько отличается от традиционного. Ещё с первых месяцев жизни ребёнка можно определить леворукость: то, какой рукой ребёнок впервые хватает игрушку, а затем и ложку – явный показатель принадлежности к право- или леворукости. Таким образом, мама может начать индивидуальное развитие своего малыша как можно в более раннем его детстве. В первую очередь следует следить за эмоциями малыша. По данным научных исследований леворукие дети обладают более тонким эмоциональным восприятием, чем праворукие. Таких детей нужно чаще хвалить и поощрять за мелочи, так как это очень важно для правильного формирования их психики в целом.

Никогда не стоит обращать внимание третьих лиц на леворукость ребёнка, особенно, если он уже вышел из младенческого возраста и всё понимает. В некоторых случаях такое акцентирование может значительно повлиять на уровень самооценки ребёнка, повысить который ему вряд ли удастся даже во взрослой жизни. Случается, что ребёнок воспринимает своё «отличие», как ущербность, что делает его замкнутым и чрезмерно стеснительным. В других случаях излишнее внимание к леворукости может стать причиной неоправданно расслабленного поведения ребёнка и отсутствие дисциплины. Все свои неудачи, основанные на банальной лени, он будет «сваливать» на свою леворукость.

В дошкольном и школьном возрасте родителям стоит серьёзно подходить к адаптации ребёнка к детскому саду и школе. В первую очередь необходимо поставить в известность воспитателя или учителя о том, что ребёнок является левшой. Оговаривается при этом и вопрос того, переучивался ли он ранее на действия правой рукой или нет. Многие педагоги с многолетним стажем считают, что согласно методике прошлых лет нужно обязательно переучивать левшей. Родители должны внятно дать понять, что делать этого не стоит. В крайнем случае, можно спрашивать ребенка, не заставляет ли учительница (воспитательница) брать ложку или карандаш в правую руку.

Так или иначе, но вывод у нас один – переучивать левшу не только нежелательно, но и опасно. Позволь твоему ребенку быть таким, каким его создала природа. Не стоит пытаться подстроить его под других людей. Кто знает, возможно, именно в вашей семье растет будущий президент или знаменитый художник!?

Главное запомнить, что у мудрых, любящих родителей, которые не переучивают насильно леворукость, дети вырастают развитыми всесторонне, успешными личностями, которые могут использовать обе руки полноценно.

_________________________________
P. S.: Сама я от рождения левша.
В школе, первом классе меня, как и других ребят-левшей переучивали в правшу… Помню в классе нас, левшей, было много. Но моя мама всячески поощряла мою левую руку… И, благодаря маме, я смогла сохранить левую руку, а благодаря школе — «приобрела» правую руку.
Стала — амбидекстрамом — обеерукой.

Проблемы в детстве:
— была упряма, т. к. считала, что то, о чём меня просят не правильно и глупо;
— долго не выговаривала букву «Р». Зарычала я, только в 13 лет;
— хотя научилась читать рано, к 3 годам, в слух всегда читала медленней, чем про себя, автоматически меняя местами слова, буквы. что осталось до сих пор;
— писать научилась тоже рано, но и сегодня часто путаю местами буквы, от этого те, кто меня не знает, могут решить, что я не очень грамотна. ;
— из-за того, что в школе переучивали, да, было небольшое заикание… С возрастом прошло, но иногда всё же всплывает, особенно когда нервничаю. ;
— Гений! Не скромно, но без преувеличения. Отсюда много проблем в общении со сверстниками в школьные и студенческие годы, меня всегда раздражала их тупость, а их моя замудрость и индивидуальность.
Даже мой муж со временем признал гениальность во мне, и моя мама тоже.
Очень трудно мужу было признать мою гениальность, т. к. он мужчина-мусульманин, и ему надо во всём быть правей и выше — женщины-жены. Но всё же перед моим разумом он не устоял, отступил. уступив мне место мозгового центра нашей семьи.
Маме моей было признать это ещё сложней, чем мужу, т. к. она очень тщеславна, из тех людей, которые ни признают ни какого другого мнения и опыта, кроме своего собственного, и из-за этого постоянно ошибается, но собственные ошибки её ни чему не учат… Повторяет их вновь и вновь. По этой причине, именно её признание было для меня наивысшим пилотажем.

За дочкой наблюдаю. Пока не понятно. Пользуется она обеими руками одинаково, преобладания пока не вижу.

Статья, после которой вы ни за что не станете заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Нынешнему поколению школьников безумно повезло: никто не парится по поводу того, в какой руке они держат ручки и карандаши. Правша? Отлично! Левша? Да тоже без проблем. Зато лет . дцать назад маленьким левшам приходилось несладко: их буквально силком приучали пользоваться «правильной» рукой. И как вы думаете, они догадывались, к чему это может привести?

Специально для AdMe.ru я расскажу о том, как живется переученному левше. Ведь смена ведущей руки редко проходит без последствий.

«Надо делать так, как все»

Примерно на 6-м году моей жизни домашние спохватились, что я рисую и пытаюсь выводить первые каракули левой рукой, и дружно кинулись это исправлять. Предлог был следующий: «А что скажут в школе?!»

Конечно, зверств вроде зашитых слева карманов или привязанной руки не было. Просто из моей левой руки методично вытаскивали ложку, вилку, иголку, веник и прочие функциональные штуки. Вкладывали в правую и учили, «как надо».

Надо сказать, что я попала под самый финал разборок с левшами. Это было самое начало 90-х годов, когда ученикам понемногу стали предоставлять свободу выбора. Кстати, один из моих одноклассников спокойно писал левой рукой, и педагога это никоим образом не волновало.

Кляксы, суеверия и лень педагогов

Уже в более сознательном возрасте я стала задумываться, откуда пошло такое отношение к левшам. Есть множество версий на эту тему: от банального суеверия (левая рука — «от лукавого») до нежелания педагогов и родителей работать с ребенком, который не вписывается в общепринятые стандарты.

Есть любопытная версия, что традиция переучивать левшей связана с необходимостью писать перьевыми ручками. Раньше дети писали чернилами, которые могли размазаться, если случайно задеть написанное. А ведь левши ведут руку как раз над новой строкой.

Еще одну версию мне озвучила знакомая учительница. Звучало это следующим образом: «Правильно, что раньше переучивали. Представь, что в классе 30 детей, у каждого пропись и тетрадь в косую линеечку с классическим наклоном букв. Все пишут как надо, а с двумя-тремя учениками нужно отдельно возиться. Многим жалко времени, гораздо проще запретить писать левой рукой».

К чему это привело: курьез с ручкой

Старания родителей увенчались успехом: сейчас я пишу правой рукой. Ем, подметаю пол и пришиваю пуговицы тоже правой. Правда, не обошлось без мелких казусов. Попытка приучить меня держать ручку «как все», чтобы в школе не обращали внимания, не привела к желаемому результату.

Да, я держу ручку в правой руке. Но вот так.

Переучить меня держать ручку уже не удалось. В итоге я стала объектом повышенного внимания со стороны абсолютно всех учителей — от начальной школы и до выпускного класса. С моей природной застенчивостью это было настоящим шоком для меня. Однако природное упрямство все-таки победило.

На качестве письма подобное положение ручки совершенно не сказывается. Наоборот, в институте у меня развилась своеобразная скоропись, и я могла записывать лекции даже за самыми «быстрыми» преподавателями. А еще я могу писать зеркально и быстро читаю текст справа налево. И левой тоже могу писать. Почерк, конечно, похуже: все-таки я ее специально никогда не тренировала.

Вот так выглядит моя попытка писать обеими руками. Специально не тренировалась.

Удивительно, но мой сын, который долго не мог определиться, правша он или левша, взял ручку точно таким же образом (зато сразу в правую руку). Честное слово, не показывала и не учила. И вообще, я сейчас больше печатаю, чем пишу от руки. В 1-м классе ребенку пришлось выдержать кучу попыток переучивания. Поэтому я взяла ситуацию в свои руки. Есть такие магические фразы: «Ему так удобно», «Я сама пишу так же и до сих пор жива» и «Под мою ответственность».

Синяки от велосипеда и проблемы с парковкой

Передачи в машине приходится переключать правой рукой. Неудобно, но можно привыкнуть.

Со временем переученный левша привыкает жить в мире правшей. Тем не менее некоторые моменты остаются с ним на всю жизнь.

  • Безумно тяжело резать овощи. До сих пор вспоминаю, как моя бабушка брала в руки картофелину и прямо на весу нарезала ее на ровные аккуратные полосочки для жарки. А у меня эту операцию получается проделывать только на разделочной доске.
  • С началом велосипедного сезона у меня открывается сезон синяков на ногах. Я всегда спрыгиваю с велика на правую сторону, а подножка у него находится слева. Чтобы закрепить «железного коня» в устойчивом положении, мне приходится делать пируэт вокруг него, придерживая одной рукой за руль.
  • Не умею танцевать, не хожу на групповые занятия по фитнесу. Сложно повторить за тренером даже простые движения. Когда смотрю на этот процесс в зеркале, мне автоматически хочется двигаться в обратную сторону.
  • Ненавижу работу в стиле «кружок умелых рук» — от вышивания до бисероплетения.
  • Сложно выполнять действия, когда я не вижу своих рук. Например, застегивать цепочку. А в детстве я доводила родню до белого каления «неумением» заплетать косу.
  • Те же проблемы с координацией возникли, когда я пошла учиться на права. На автодроме есть такие упражнения, как «параллельная парковка» и «заезд в гараж», когда нужно двигаться задним ходом. Сколько стоек я сломала, уму непостижимо. Ну и коробка передач на механике у нас была справа, ага.

Сейчас навык вождения тоже отработан до автоматизма, поэтому сдавать назад я уже не боюсь. А вот привычка странно переходить через дорогу осталась: сначала я смотрю направо, и только потом налево, а посреди дороги — еще раз направо (уже правильно).

Но если подумать, все не так уж плохо

Это были основные минусы. К прочим проявлениям праворукого мира я привыкла. Спокойно пользуюсь мышкой (но никогда не пользуюсь «правыми» цифрами на клавиатуре, только теми, что сверху), открываю консервные банки, жму нужную руку при встрече со знакомыми.

Левшой мне быть нравится. Есть в этом какая-то фишка — чувствовать себя не таким, как все. Периодически я проверяю, не пропала ли моя леворукость (а вдруг!), и успокаиваюсь: все в норме. По классическому тесту четырех букв я показываю ЛЛПЛ, и девушка на этой гифке у меня всегда вращается против часовой стрелки, указывая на более активную работу правого полушария.

А вы левша или правша? Как вы считаете, стоит ли переучивать маленьких левшей?

Левый марш

– Возьмите карандаши в правую руку! – говорила детям воспитательница в саду. Правая рука – это было мучительно работать ей детям – левшам еще в совсем недавние времена!

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали “на правую руку” и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала “неодинаковость” левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка – левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания “на правую руку” ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей “левшей” вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша – 17 процентов, если родители правши – 2 процента. Среди близнецов левшей – больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Читайте также:  Как научить маленького ребенка говорить в раннем возрасте: советы

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое – правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие – человек становится правшой, если доминантное правое – левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно – доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое – левой рукой и ногой. У левшей же – все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями – так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный – левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что “правое” лицо больше похоже на отца, “левое” – на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя “в рамках”.

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши – к точным.

“Левые” вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция – характерная черта левшей – политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей “левизне”. Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

– Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?

– Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?

– Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?

– Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым – ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен “справа”, поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на “большинство”. Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Кстати, леворукий малыш и читать пытается справа налево. Поэтому чтобы научить его воспринимать текст, понадобятся время и терпение.

Еще одна проблема маленького левши – ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш “неправильный”. Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша “ведущий” глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать – потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

– Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:

– Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;

– Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;

– Лучшая тренировка – крутить-вертеть карандаш в руке.

Люди в Зазеркалье

Знаменитые и известные всему миру левши – у каждого на слуху. Только многие не знают о том, что они – левши.

Микеланджело, Рафаэль, Питер Пауль Рубенс, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек.

Писатели и философы:

Аристотель, Ханс Кристиан Андерсен, Владимир Даль, Александр Пушкин, Франц Кафка, Льюис Кэролл, Николай Лесков, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Марк Твен, Герберт Уэллс.

Дэвид Духовны, Анджелина Джоли, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Деми Мур, Том Круз, Роберт Де Ниро, Мила Йовович, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Чарли Чаплин.

Политики и военные:

Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский, Отто Бисмарк, Уинстон Черчилль, Жанна Д Арк, Джордж Буш-старший, президент Форд, Билл Клинтон, Фидель Кастро, королева Виктория.

Ученые и бизнесмены:

Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Генри Форд, Билл Гейтс.

Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Фридерик Шопен, Энрико Карузо, Мирей Матье, Пол Маккартни, Селин Дион, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Рики Мартин, Стинг, Эминем.

К четырем годам надо знать, левша ли ваш ребенок

Виктория Неймер, врач-педиатр:

– Иногда “право-леворукость” у малыша можно определить уже в 5-6 месяцев. Окончательно же функция левой руки определяется примерно к 4 годам. Часто ребенок 2-3 лет может брать предметы, рисовать, вырезать, лепить из пластилина то одной рукой, то другой. Это значит, что преобладание полушария у малыша еще не установилось, остается ждать.

Однако в любом случае родителям 4-5-летнего ребенка необходимо знать, левша малыш или нет. Почему? Именно в этот период начинается подготовка к школе, важная часть которой – развитие микромоторики руки. Если по недоразумению начать развивать неведущую руку, это может привести к переутомлению ребенка, отвращению к занятию письмом.

“Если правая сторона тела контролируется левым полушарием мозга, то мы, левши, единственные люди, которые абсолютно правы!”

Дин Кембелл, глава Международной ассоциации леворуких (США).

Надо ли переучивать ребёнка-левшу
консультация (1 класс) на тему

Консультация для родителей поможет разобраться с проблемой леворукости ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
rebenok-levsha.docx301.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

Консультация для родителей:

“Надо ли переучивать ребенка- левшу?”

Цели: оказание помощи родителям с проблемой леворукости ребёнка.

Подготовила: Пирогова Надежда Николаевна, воспитатель

2015 – 2016 уч. год

«Ваш ребёнок – левша», «что же нам теперь делать?» – этот вопрос волнует многих родителей. Почему же такое беспокойство вызывает леворукость ребёнка? На леворуких во многих случаях смотрят с нескрываемым интересом и легко вообразить, что чувствует человек, вынужденный всю жизнь ощущать ненужное ему, а порой и неуместное внимание к себе окружающих. Обычно родители довольно тревожно реагируют на появление признаков леворукости у своего ребёнка. Часто в его же присутствии они обсуждают складывающуюся перспективу, тревожась за будущее ребёнка. С малых лет он начинает проникаться комплексом неполноценности, стараясь скрыть свою леворукость, как невесть какой грех.

Родители и воспитатели детских образовательных учреждений первыми сталкиваются с тем, что ребёнок предпочитает левую руку. Им следует учитывать, что у большинства детей до трёх-пятилетнего возраста отмечаются периоды ложной обоерукости (псевдоамбидекстрии), когда они используют в игровых действиях и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтения какой-либо из них. Период этот отражает определённый этап развития нервной системы (в частности, двигательного анализатора).

В эту пору ещё можно осторожно попытаться обучить предполагаемого амбидекстра праворуким действиям. Однако эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков… Если же ребёнок постоянно сопротивляется этим попыткам, их надо оставить.

О замеченных у ребёнка признаках леворукости родители или воспитатели должны как можно раньше сообщить педиатру. Левшу надо проконсультировать у детского невропатолога. Он и решит, является ли леворукость у данного ребёнка естественной или это результат расстройства центральной нервной системы, требующий как можно более раннего специального лечения. Вопрос о леворукости ребёнка особенно остро встает перед поступлением его в школу. Поэтому в возрасте шести лет проводится более подробная специальная диагностика леворукости.

Что же такое леворукость?

Согласно современным представлениям, это относительно редко встречающийся вариант латеральности (односторонности) двигательного поведения, когда человек во всех своих действиях устойчиво предпочитает использовать левую руку. В основе как леворукости, так и праворукости лежат

особенности функционирования головного мозга – функциональная асимметрия (в системе двигательного анализатора). С асимметрией мозга и связано проявление латеральности – выделение ведущей руки, уха, глаза и других проявлений такой односторонности. Формируясь еще во внутриутробный период развития, леворукость в последующем закрепляется в ходе возрастных изменений ребёнка, при этом определенную роль играют и факторы среды. Хорошо известно, что большинство населения составляют праворукие (90–95 %), и если праворукость считается одним из видовых признаков человека, то леворукость – отклонение по этому признаку. Однако, оно само по себе не относится к числу патологических, а является вариантом нормы.

Интересно заметить, что леворукость у мальчиков, как правило, встречается в два раза чаще, чем у девочек. А проведенное обследование 800 школьников разных возрастных групп показало, что среди них в возрасте 7–9-ти лет имелось около 11 % левшей.

Правда, с возрастом число леворуких снижается (к 16–17 годам составляет уже 3,4 %, что совпадает с данными, полученными при обследовании взрослых).

В чём же причина уменьшения числа леворуких с возрастом? Ведь многие факторы свидетельствуют о том, что с леворукостью уже рождаются. Это может быть обусловлено затягивающимся у некоторых детей становлением предпочтительной руки (в данном случае правой), иными словами, с «ложной» леворукостью. Однако основной причиной «таяния» цифр является, по–видимому, до сих пор неизжитое переучивание леворуких, особенно в начальных классах школы.

Существует несколько гипотез и предположений о причинах леворукости. Специалисты выделяют несколько факторов: Генетика. В семьях, где один из родителей является левшей, такие дети рождаются в 10 раз чаще; «Вынужденная» леворукость — переход на левую руку по каким-то причинам (подражание друзьям или травма ведущей руки); «Компенсаторная» леворукость». Связана с травмами или болезнями левого полушария еще на ранних этапах развития крохи; Псевдо леворукость. В этом случае наблюдается примерно одинаковое использование обеих рук. Однако точный ответ на вопрос «почему рождается ребенок-левша» так и не найден. Генетическая связь и нарушения внутриутробного развития головного мозга кажутся наиболее вероятными, и в этих областях ведутся активные исследования.

Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий, дополняющих друг друга. У левшей доминирующим полушарием является правое, у правшей

– левое. Именно это и влияет на процесс формирования личности леворуких детей.

Какие же особенности им характерны?

  • Умение ориентироваться в окружающем пространстве.
  • Богатое воображение, склонность к фантазированию.
  • Высокая подвижность.
  • Способность «схватывать» целостный образ.
  • Хорошие успехи в изучении геометрии.
  • Прекрасная координация движений.

Считается, что кроме плюсов, у левшей есть и несколько минусов , создающих массу проблем:

  • проблемы с арифметическим счетом и прочими действиями, требующими логики и последовательного мышления;
  • сложности в овладении языками, грамотной устной и письменной речью;
  • повышенная эмоциональность, ранимость и впечатлительность, благодаря которым левши частенько находятся в состоянии гнева, раздражительности и вселенской обиды;
  • низкий уровень самоконтроля.

Таковы последствия работы межполушарной асимметрии. Тогда как у правшей эмоции, образное мышление контролируются правым полушарием, а левое отвечает за речь, логическое и аналитическое мышление, у левшей все происходит наоборот. И эта перевернутость полушарий накладывает свой отпечаток на эмоциональное здоровье и восприятие действительности. По утверждению многих психологов, ребенок левша плохо адаптируется в школе, ему сложно осваивать понятия «лево-право», малыш путает похожие по написанию буквы, может писать в зеркальном отражении. Ребенку левше необходимо приспосабливаться к жизни в «правом мире». В некоторых случаях, когда налицо серьезные адаптационные проблемы, может понадобиться помощь специалистов. Но большинство левшей нормально чувствуют себя и хорошо справляются с повседневными задачами, никак не выделяясь на фоне других, кроме одной особенности — использования левой руки во время письма.

Как распознать ребенка-левшу?

Мнения ученых на этот счет не совпадают. Одни утверждают, что леворукость можно увидеть уже в два-три месяца, вторые же настаивают на том, что доминантность правой или левой руки формируется только 4 годам. И, правда, в возрасте 2-3,5 лет большинство детей легко управляются как правой ручкой, так и левой. Все зависит от желания малыша на данный момент. Если

вы заметили такую универсальность у своего крохи, можете не волноваться, ведь процесс формирования доминантности полушарий еще не завершился. А вот 5 годам родители просто обязаны знать, какая рука является главной, ведь в этот период начинается активная подготовка к школьной скамье.

В этом вам помогут несколько несложных тестов:

  • Проследите, какой рукой малыш ест, берет предметы, тянется к игрушкам, пишет, рисует;
  • Предложите малышу сложить ручки на груди. Ведущей будет та рука, которая окажется сверху;
  • Посмотрите, какая ладонь находится сверху, когда ребенок хлопает в ладоши (аплодирует);

Обратите внимание на венозную систему рук и величину луночек на ногтях мизинца и большого пальца. Вены на ведущей ручке значительно крупнее, луночки – больше.

Как же быть в случае обнаружения леворукости у ребёнка?

Многое зависит от родителей. Необходимо сохранить в семье спокойную атмосферу, членам семьи следует обсуждать этот факт в отсутствие ребёнка, не вовлекая его в дискуссии взрослых, надо как можно меньше фиксировать внимание на его необычности или исключительности, прийти ребёнку на помощь, если дети во дворе дразнят и унижают его, и по возможности разрядить сложившуюся обстановку.

Повсеместно – в семье, дошкольных и школьных учреждениях, необходимо поощрять использование леворукими детьми ведущей руки при овладении письмом, рисованием, лепкой, при обучении трудовым навыкам. Обязательно следует выделить леворукому ребёнку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. На уроках труда нужна техника безопасности на рабочем месте в расчёте на леворуких учащихся. Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.

Примечательно, что у части леворуких детей, уже обладающих достаточным кругозором, удовлетворительной памятью, хорошо владеющих устной речь встречаются признаки «зеркального» мышления. Оно выражается в инверсивном, перевернутом справа налево написании отдельных букв и целых слов, в перестановке цифр при выполнении арифметических действий. Это и упорное чтение слов справа налево, а при закрытых глазах – лучшее угадывание букв в «зеркальном написании». У таких детей наблюдается, кроме того, поздняя дифференцировка понятий «правое» и «левое», затруднение ориентировки на местности, затруднение в планировании своего поведения.

Чрезвычайно важно как в семье, так и в школе терпимо относиться такого рода проявлениям. Необходимо снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей – допускать вертикальное написание букв,

наклон почерка влево. Часто родители задают вопрос: как обучать леворуких детей письму левой рукой, есть ли здесь какие–либо правила? Специальных правил пока нет. Однако существуют в основном две манеры леворукого письма. В более распространённой – левая рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой.

Лист бумаги в этом случае располагается вдоль левой руки с наклоном вправо, при этом рука пишущего находится под строкой. В другой, так называемой инверсной манере письма лист бумаги по отношению к груди пишущего наклонён влево, рука и ручка находятся над строкой, а кисть повёрнута в сторону груди.

При обучении письму леворукому ребёнку нужно предложить самому избрать ту манеру письма, при которой он не отстаёт в скорости письма от праворуких и которая ему более удобна.

В игровой обстановке дошкольника и во внеклассной работе следует учитывать особенности темперамента леворуких детей – повышенную эмоциональность с ослаблением тормозных процессов.

Если вы удостоверились, что ваш малыш левша, запомните несколько рекомендаций:

1. Не пытайтесь насильно переучивать ребенка.

2. Развивайте моторику и координацию рук и глаз крохи, занимайтесь с малышом лепкой, собирайте пазлы, вышивайте, рисуйте, складывайте оригами, плетите бусы.

3. Постарайтесь четко организовать день ребенка, чтобы у малыша был определенный режим, чтобы ребенок проводил много времени на воздухе, отдыхал – левши легко переутомляются, очень возбудимы, поэтому нагрузки должны быть умеренными.

4. Если у ребенка имеются логопедические проблемы или задержка речи, посетите нейропсихолога и логопеда. Занятия с логопедом лучше начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не испытывал проблем с речью. В противном случае малышу будет гораздо сложнее освоить чтение и письмо.

5. Многие леворукие дети начинают читать текст справа-налево. Приучить ребенка читать правильно можно, помечая начало страницы и первой буквы цветными карандашами.

6. Обязательно купите прописи для левшей. Многие учителя не знают о специальных прописях для леворуких и начинают обучать ребенка по отработанной с правшами схеме. Поэтому заранее обговорите с учителем, что ребенок левша и переучивать его не следует.

7. Не настаивайте, чтобы ребенок все делал только определенной рукой: малыш может рисовать правой, а писать и есть – левой.

8. Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью.

9. Помните и напоминайте ребенку, что среди левшей очень много одаренных и великих людей. Среди них Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Ломоносов, Лев Толстой, Эйнштейн, Чарли Чаплин, Черчилль, Петр I, Аристотель и многие другие. Одним из самых известных левшей был великий Леонардо да Винчи, его художественные шедевры созданы левой рукой. Также как и знаменитые записи, многие из которых он зашифровал с помощью «зеркального» письма – справа налево. Этот феномен прославленного художника свойственен большинству левшей. Они могут не только с легкостью читать справа налево, но и произносить целые фразы «шиворот-навыворот».

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Можно переучить ребенка, заставить его работать правой рукой. Но сбой в работе полушарий никуда не денется, и таким образом, переучивая ребенка левшу, взрослые еще более осложнят ему жизнь, создавая путаницу в сознании.

Главное, чтобы при этом не создать ребёнку стрессовой ситуации. А переучивать, точнее, адаптировать ребёнка к будущей жизни всегда необходимо. Ведь весь мир вокруг нас устроен с учётом праворукости: специальное оборудование, станки, приспособления, бытовые предметы. Известен ряд случаев, когда левши были вынуждены оставлять работу, так как не могли приспособиться к оборудованию.

Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга, ведет, как правило, к нежелательным последствиям. Правда, некоторые дети переносят переучивание почти безболезненно, но многие расплачиваются за него дорогой ценой. Так, родители леворуких детей часто жалуются на перемену в состоянии своего ребёнка: «Он вдруг стал раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест, особенно по утрам. Эти неприятности начались вскоре после того, как его стали переучивать». Кроме нарушения эмоциональной сферы, переучивание нередко сопровождается и другими осложнениями: заиканием, ночным недержанием мочи, кожными заболеваниями. Появляются жалобы на головные боли, на усталость в правой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности. Такие дети в пять – шесть раз чаще страдают неврозами. Обычно с энтузиазмом приступив к учебе в первом классе, ребёнок вскоре сталкивается с целым рядом трудностей, и в первую очередь в овладении навыками письма правой рукой. Как правило, он пишет медленно, без соблюдения правил каллиграфии, с видимыми физическими усилиями, многократно проговаривая про себя каждое слово. Эти дети обычно отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий, как в классе, так и дома. Иногда они отстают и в приобретении навыков чтения, так как неосознанно стремятся по первым двум буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам. Сопровождающие леворукость другие сенсомоторные признаки левизны усиливают эти проявления. Плохие успехи в учебе и неправильное поведение окружающих способны привести к тому, что у переучиваемого леворукого первоклассника пропадает желание учиться. Может возникнуть отвращение к письму, стремление избегать занятий, вплоть

до прогулов. Со временем, правда, большинство переучиваемых детей постепенно овладевают навыками письма правой рукой, а острота невротических реакций, переживаний несколько сглаживается. Казалось бы, успех оправдывает переучивание? Но успех этот бывает, достигнут слишком дорогой ценой: напряжение у многих не проходит бесследно. Вторжение в тонкий механизм нервной деятельности может вызвать задержку психического развития ребёнка.

Последствиями подобного переучивания могут быть:

  • заикание;
  • повышенная утомляемость;
  • низкая самооценка;
  • истощение нервной системы;
  • страх перед неудачами;
  • некрасивый почерк;
  • нарушения сна;
  • отсталость от ровесников в плане выполнения письменных заданий;
  • скованность пальцев и рук;
  • полное отсутствие желания учиться.

Хотя переучивание не всегда вредит ребенку левше. Здесь важно определить, в каком полушарии располагается центр речи. Если в правом, то переучивание ребенка левши негативно скажется на развитии малыша. Если центр речи располагается как в левом, так и в правом полушариях (такое часто встречается у леворуких детей), переучивание не будет иметь столь катастрофических последствий. Самое лучшее, что вы можете сделать: если ваш ребенок — левша, не воспринимайте это как серьезный недостаток. Не сравнивайте его с другими детьми. Создайте ему благоприятные условия для обучения, не только эмоциональные, но и физические, вплоть до удобной организации его рабочего места. Не забывайте хвалить малыша за его успехи и достижения. Принимайте своего ребенка левшу таким, каким он есть и превратите леворукость в его самый главный плюс.

Кто знает, может из вашего малыша тоже вырастет будущий гений!

Ребенок левша и его особенности развития

Леворукие люди у окружающих вызывают неоднозначный интерес. Некоторые уверены, что такой человек уникальная, творческая личность. Другие же считают данную особенность изъяном и, если он обнаруживается у ребенка, пытаются избавиться от него методом переучивания. Считается ли леворукость отклонением, каковы ее причины и признаки. Нужно ли переучивать левшу и с какими проблемами он может столкнуться в жизни. Обо всем этом в этой статье.

Особенности левши

У детей правшей более развито левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитическое, логическое мышление, речь, письмо, чтение. У левшей, наоборот, развито правое, отвечающее за эмоциональность, интуицию, креативность, впечатлительность. Оба полушария мозга контролируют движения тела, но делая это перекрестно. Левое полушарие отвечает за правую сторону тела, правое — за левую.

Во всем мире 90% людей — правши, 9% — левши, остальные являются амбидекстрами (обе руки ведущие). С 1976 года 13 августа повсеместно отмечается международный день левшей. Цель его привлечь к дискриминации их в мире.

Леворукость — не патология и не болезнь. Такие дети имеют множество психологических особенностей, но это лишь результат своеобразной деятельности мозга. Ребенок левша — творческая натура, он чувствительный и эмоциональный. Он не всегда может контролировать эмоции. Такие дети позже начинают разговаривать, у них затруднена ориентация в пространстве. Но, в то же время, леворукие малыши часто бывают очень одаренными, с неординарной фантазией и развитым образным мышлением. Левши артистичны с ярко выраженной индивидуальностью. Как правило, материальная сторона жизни их мало волнует, а вот к творчеству они относятся с особым трепетом. Творчество — их сильная сторона, с такими людьми никогда не бывает скучно. При этом дети левши нуждаются в особом внимании из-за эмоциональной неустойчивости и трудности в обучении. Очень важно беседовать с ними, подбадривать, помогать развивать их сильные стороны. При правильном подходе такой малыш может достичь серьезных успехов в жизни.

Если в семье леворукий ребенок, очень важно приобрести все необходимое оборудование для него: стол, принадлежности для письма, рисования, ножницы для бумаги. Это поможет ему быстрее и легче адаптироваться.

Причины леворукости

Считается, что леворукость закладывается во время внутриутробного развития, натального (роды) и постнатального периода. Существуют некоторые факторы, влияющие на развитие леворукости:

  • Хронические заболевания матери во время беременности (почки, сердечно-сосудистая система, аутоиммунный синдром).
  • Злоупотребление спиртными напитками, курение во время беременности.
  • Осложнения во время беременности (гипоксия плода, конфликт по резус-фактору, фетоплацентарная недостаточность).
  • Родовые травмы.
  • Поражение левого полушария, ДЦП, механические травмы конечностей.
  • Наследственность. Вероятность рождения в семье леворукого малыша составляет 17%, если один из родителей имеет данную особенность, 46% — если оба.

Признаки

Формирование ведущей руки завершается у малыша в возрасте 4-5 лет. До этого периода допустимо использование им обоих рук. На данном этапе развития доминантность полушария мозга не определена. После 5 лет основной признак леворукости — выполнение бытовых действий левой рукой (чистка зубов, прием пищи, рисование, письмо, складывание кубиков, конструктора, расчесывание и т.д).

Диагностика

Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.

Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:

  • Рисование. Перед малышом кладут лист бумаги, карандаш и просят его нарисовать все, что ему захочется. Затем предлагают нарисовать то же самое, но другой рукой. После чего сравнивают качество выполненных рисунков.
  • Открывание коробочки. Положить в коробку любую игрушку, закрыть крышкой и попросить ребенка ее достать. Если преобладает левая рука, то соответственно, ей и будет открываться коробка. Для более достоверных данных задние следует повторить несколько раз.
  • Игра в мяч. Мама и ребенок бросают мяч друг другу, используя при этом только одну руку. Понаблюдайте, какой рукой он бросает и ловит мяч.
  • Вырезание. Ребенку предлагают вырезать любую картинку из открытки или журнала, при этом наблюдают за активностью левой и правой руки.
  • Мозаика или пазлы. Ребенку предлагается сложить картинку из несложных фрагментов, рассчитанных на его возраст. При выполнении задания отчетливо видно, какую руку он использует активнее. Именно ведущей рукой он будет брать фрагменты и укладывать их на нужное место.

Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.

Возможные проблемы в школе, жизни

Весь мир подстроен под правшей, поэтому левше приходится трудно. По статистике, такие дети испытывают трудности при адаптации в школе и общении.

Типичные проблемы:

  • Трудно запоминать направление хода часовых стрелок.
  • Трудно ориентироваться в пространстве (право-лево). При переходе дороги, правша сначала посмотрит налево, а затем направо. У левши все наоборот, сначала он посмотрит направо, а только потом налево. Поэтому родителям важно учитывать эти нюансы, при обучении малыша правилам дорожного движения.
  • Зачастую при рисовании малыш не может правильно распределить пространство листа, части рисунка «наплывают» друг на друга, причина — особенности зрительного восприятия.
  • Левша с трудом воспринимает и запоминает конфигурацию букв и цифр. У него страдает техника чтения и письма. Он может путать сходные по форме буквы и цифры, может писать лишние элементы, с трудом различает и выделяет геометрические фигуры.
  • Зеркальное написание букв и цифр, зеркальное чтение, рисование, восприятие объемных предметов. При письме ребенок левша пишет текст, таким образом, что прочитать его можно поднеся к зеркалу. Тоже касается и рисования.

Но, несмотря на все это, левши зачастую показывают просто феноменальное способности к адаптации.

Если после 10 лет зеркальное восприятие сохраняется, ребенок нуждается в специальных занятиях, которые корректируют этот недостаток.

Нужно ли переучивать

Пытаться переучивать леворукого ребенка на праворукого не стоит. Маленькие глаза, цвет волос, смуглая кожа, веснушки, ведь эти особенности внешности никто же не пытается изменить. Также и с леворукостью — это особенность ребенка, не более.

Как правило, переучивание левшей приводит к нежелательных последствиям. Малыш становится капризным, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит, появляются головные боли и повышенная утомляемость. В некоторых ситуациях, могут развиться такие осложнения, как нервный тик, энурез (недержание мочи), невроз, заикание у ребенка.

Левую руку рекомендуется развивать, так как иногда она развивается слабо, хоть и является ведущей. Для этого достаточно ежедневно выполнять несложные задания:

  • завязывать, развязывать узелки на веревке;
  • собирать палы, мозаику;
  • собирать, разбирать конструктор, например, Лего;
  • крутить, вертеть карандаш в руке.

Министерство здравоохранения с 1985 года приняло постановление о запрете переучивания левшей на правшей. Также запрещено снижать им оценки в школе за почерк.

Итак, если ваш ребенок левша, знайте, он очень ранимый, чувствительный. Для него губительны излишние нагрузки, он склонен к самоедству и чувству вины. Это особенный ребенок, которому требуется больше внимания. Вы должны принять его таким, какой он есть. Помните, что леворукость — это просто особенность тела, не недостаток и не патология, это нормально.

Читайте также:  Сказкотерапия для лечения агрессивности ребенка
Ссылка на основную публикацию