Влияние окружающих на грудное вскармливание малыша

Влияние грудного вскармливания на формирование привязанности и психическое здоровье человека в течение всей его жизни.

Основы физического здоровья человека закладываются в самом раннем возрасте. Уменьшение токсического влияния окружающих факторов на организм в младенчестве является ключевым фактором в профилактике болезней у людей в старшем возрасте (Shonkoff, 2016).

Грудное вскармливание – это один из самых эффективных способов снизить токсический стресс в начале жизни каждого человека. Недавние исследования показали, что грудное вскармливание увеличивает физическое и эмоциональное благополучие детей, и это положительное явление связано не только с химическим составом грудного молока. Свойственные матерям чуткость и внимательность — это и есть основа к пониманию того, почему грудное вскармливание так сильно влияет на здоровье младенца. Когда мать неизменно реагирует на сигналы своего ребенка, она создает надежную основу для его способности быстро восстанавливать свои душевные и физические силы в детстве, а затем уже и во взрослой жизни. Эта способность чутко реагировать на просьбы своего ребенка вложена природой во взаимосвязь женщины и младенца, возникающую при грудном вскармливании. Здесь мы убеждаемся в том, что это также влияет на психическое здоровье детей.

В одном из исследований участвовали 2900 пар «мама-ребенок», практикующих грудное вскармливание в течение одного года. Было четко замечено улучшение психического здоровья детей в любом возрасте, выбранном для оценки, – вплоть до 14 лет. (Oddyetal., 2009) А более длительное грудное вскармливание, соответственно, и в дальнейшем улучшало психическое благополучие детей в любой момент его оценки.

Материнская депрессия

В научной литературе имеется достаточно доказательств того, что материнская депрессия негативно влияет на младенцев и даже более взрослых детей. Это состояние опасно тем, что снижает способность женщины качественно отвечать на потребности своего малыша. Подавленные матери склонны отдаляться от своих детей и становятся неспособны реагировать на подаваемые ими сигналы. Младенцы переживают это как сильное стрессовое состояние, и вполне могут перенести полученныенегативные впечатления, вызванные хронической депрессией матери или отца, на всю жизнь (Field, Diego, & Hernandez-Reif, 2009; Kendall-Tackett, 2002, 2010; Weissman, 2006).

Исследования Эдварда Троника, директора Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете, названные им «Мать с каменным лицом» – это полный аналог того, что происходит с матерью в депрессии и ее ребенком. Вы можете увидеть, что в итоге произойдет, если не отвечать ребенку, на этом видео.

Эдвард Троник: «Дети такого возраста чрезвычайно отзывчивы на эмоции и социальное общение, которые они получают из окружающего их мира. Это именно то, что мы начали изучать еще 34 года назад, когда люди даже и не предполагали, что младенцы могут принимать участие в социальных взаимодействиях. И один из самых значимых в данном контексте экспериментов, это эксперимент с «Неподвижным лицом».

В данном случае мать садится рядом со своим ребенком, девочкой, которой примерно год, и играет с ним. Она с ней здоровается, разговаривает и получает от ребенка взаимный ответ и приветствия. Девочка начинает указывать матери ручкой на различные вещи, которые видит вокруг, и ее мама реагирует на эти движения и пытается принять участие в происходящей игре. Они стараются скоординировать свои эмоции и намерения, которые затем будут использовать в дальнейшем общении, и это именно та ситуация, к которой ребенок привык.

А затем, в соответствии с ходом эксперимента, мама девочки перестает отвечать ребенку. Девочка очень быстро замечает, что ситуация изменилась, и начинает использовать все возможные варианты, чтобы вернуть свою привычную маму назад. Ребенок улыбается маме, указывает рукой на вещи вокруг, потому что помнит, что раньше мама на это реагировала. Ребенок машет обеими ручками у мамы перед лицом и словно спрашивает: «Что же случилось?» Девочка издает этот скрипучий звук, словно имея в виду: «Ну, давай же, что мы здесь делаем с тобой?» И уже всего через две минуты, в течение которых не было привычного ответа от матери, ребенок решает среагировать негативными эмоциями и отворачивается. Младенец ощущает данную ситуацию как стрессовую и начинает быстро терять контроль над своими действиями и положением своего тела.

Весь этот эксперимент – это и немного хорошо, и немного плохо, и даже немного некрасиво. Хорошо, потому что это обычная ситуация, которую мы все проживаем со своими детьми. Плохо, потому что происходит нечто неприятное, и ребенок не может преодолеть эту ситуацию самостоятельно, поэтому требуется прекратить эксперимент, и матери начать играть со своим ребенком как обычно. Некрасиво, потому что в данном случае мать не дает ребенку ни единого шанса вернуть все как было сразу. Здесь нет компенсации и этот «розыгрыш» действительно неприятная ситуация.»

Подобные впечатления влияют на ребенка продолжительное время. В течение 20 лет проводилось наблюдение за детьми, у которых родители болели депрессией. Группа этих детей сравнивалась с аналогичной группой, у которых родители не имели психических заболеваний. Уже выросшие дети страдающих депрессией родителей сами болели аналогичными заболеваниями в три раза чаще, чем дети в контрольной группе, а также имели тревожные расстройства и злоупотребляли наркотиками или алкоголем.

Многие годы кормление грудью не принималось во внимание при изучении вопросов материнской депрессии. Более того, несколько лет профессионалы, специализирующиеся на перинатальном душевном здоровье женщин, были уверены, что грудное вскармливание являлось одним из обстоятельств, способствующих возникновению послеродовой депрессии. Но, к счастью, сейчас мы имеем достаточно серьезные доказательства того, что кормящие грудью матери меньше всего рискуют впасть в депрессию после родов. И на самом деле, грудное вскармливание защищает душевное спокойствие и здоровье не только младенца, но и его матери (Dennis & McQueen, 2009; Groer & Davis, 2006; Kendall-Tackett, Cong, & Hale, 2011).

Сон

Одна из причин снижения риска депрессии при грудном вскармливании – это его положительное влияние на сон. Каждая из характеристик качественного сна у кормящих исключительно грудью женщин лучше, чем у тех, кто кормит ребенка смешанно или кормящих только смесью:

  • общая продолжительность сна
  • время, необходимое, чтобы заснуть
  • количество глубокого сна в общей его продолжительности
  • утомляемость днем
  • ощущение физического здоровья

Проведенное среди 6410 матерей исследование показало, что каждый из параметров сна лучше у тех женщин, которые кормят только грудью. У тех женщин, кто кормит смешанно или только смесью, качество сна оказалось значительно ниже. При этом интересен факт, что разницы в качестве сна между теми, кточастично докармливает и теми, кто кормит только смесью, не было (Kendall-Tackettetal., 2011). Другими словами, кормление ребенка только грудным молоком оказывает совершенно другой физиологический эффект, чем даже смешанное кормление, не говоря уже о искусственном вскармливании. Когда матери докармливают ребенка смесью, они теряют преимущества грудного вскармливания, касающиеся качественного сна.

Иммунитет и восприимчивость

Одно из других исследований также подтвердило, что грудное вскармливание защищает ребенка, когда его мать страдает от депрессии. Это исследование проводилось в четырех группах женщин: матери, страдающие депрессией (часть – кормящие грудью, часть – кормящие смесью) и не страдающие депрессией (также кормящие грудью, либо кормящие смесью).

Исследование состояло в изучении паттернов ЭЭГ младенцев (паттерн электроэнцефалограммы – качественная характеристика ЭЭГ, отражающая функциональное состояние головного мозга. – Прим. перев.). Патологические паттерны являлись симптомами депрессии у детей.

У младенцев, чьи матери страдали депрессией, но при этом кормили их грудью, паттерны ЭЭГ были в норме, в отличие от детей на искусственном вскармливании и чьи матери также находились в депрессии (Jones, McFall, & Diego, 2004).

Другими словами, грудное вскармливание защищает младенцев от разрушающего воздействия угнетенного состояния матери. И опять же, причина такого вывода сводится к материнской отзывчивости при кормлении грудью, о чем говорилось ранее. Исследователи обнаружили, что угнетенные, но кормящие грудью матери не отдаляются от своих малышей, они не могут этого сделать. Кормящие грудью женщины часто смотрят на своего ребенка, прикасаются к нему, возникает зрительный контакт, чего недостает, если ребенка кормят смесью. И этой близости достаточно, чтобы разница между естественным и искусственным вскармливанием стала такой большой.

Виток насилия

Женщины, пережившие в детстве жестокое обращение и насилие, часто борются с ощущением, что не имеют достаточно необходимых им эмоциональных возможностей для успешного воспитания своих собственных детей. Они задаются вопросом, не создадут ли они сами новый виток насилия уже по отношению к своему ребенку.

Нарушение сна может стать мощным инициирующим фактором для передачи насилия между поколениями. Дети женщин, страдающих депрессией или посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), больше подвержены трудностям со сном, возможно, по причине их незащищенности во чреве матери от вырабатываемых ее организмом гормонов стресса (Field, Diego, & Hernandez-Reif, 2006;Fieldetal., 2007). По результатам другого исследования также обнаружено, что для женщин, страдающих ПТСР и переживших насилие в детстве, трудности со сном у младенцев и материнская депрессия снижают качество контакта «мать-младенец» и увеличивают риск передачи насилия между поколениями (Hairston et al., 2011). Но совсем по другому эта ситуация складывается у женщин, кормящих грудью своих детей.

В исследовании доктора Стратерна и других (2009 г, Австралия), длящегося 15 лет при участии 7223 пар «мать-младенец», выяснено, что грудное вскармливание существенно снижает риск дурного обращения матери по отношению к своему ребенку. Не кормящие грудью женщины в 2,6 раза чаще прибегали к физическим мерам наказания ребенка, и в 3,8 раза чаще должным образом не заботились о своем ребенке, чем кормящие грудью матери.

Результаты исследования, проведенного в 2013 году могут помочь объяснить подобную разницу в поведении женщин. В этом исследовании принимали участие 6410 молодых матерей, из которых 994 женщины сообщили о том, что подвергались сексуальному насилию в прошлом. Как и предполагалось, данный пережитый негативный опыт оказывал устойчивое отрицательное влияние на сон этих женщин, а также на их физическое самочувствие и душевное здоровье. Женщины, пострадавшие от сексуального насилия, очень плохо спали, чувствовали себя более уставшими, встревоженными, недовольными и находились в депрессивном состоянии. Но, когда этих женщин классифицировали по стилю кормления ребенка, то обнаружилось, что грудное вскармливание смягчает данный негативный опыт и понижающе регулирует негативные его последствия. Данный эффект наблюдался только для женщин, кормящих исключительно грудью (Kendall-Tackett, Cong, & Hale, 2013). В особенности уменьшалась гневливость, что может объяснить выводы, полученные Стратерном, описанные выше. Кроме того, более низкие уровни послеродовой депрессии улучшают материнскую отзывчивость, которая так необходима для безопасности ребенка.

Привязанность и здоровье в долгосрочной перспективе

Также мы можем рассмотреть эффект сильной привязанности между матерью и ее младенцем, и влияние этих отношений на здоровье ребенка в будущем. В статье, написанной первопроходцами в этой области Мэри Эйнсворт и Джоном Боулби незадолго до их кончины, описано, что материнская отзывчивость (или, в общем, отзывчивость человека, ухаживающего за младенцем) является основой для образования надежной привязанности у младенцев. Эйнсворт разработала метод оценки привязанности у младенцев: данная процедура, показанная на видео, называется «Незнакомая ситуация».

«Существует возможность повторить неотъемлемые части домашней обстановки в условиях стандартной лаборатории для проведения контролируемого исследования. Поэтому после проведения обширных исследований детей и их родителей в домашних условиях студент Джона Боулби – Мэри Эйнсворт, – разработала процедуру, называемую «Незнакомой ситуацией», в ходе которой дети подвергаются некоторому стрессу. Эта процедура стала наиболее широко используемым стандартизированным способом оценить качество привязанности ребенка к человеку, ухаживающему за ним.

На данном видео исследователи изучают как 14-месячная Лиза реагирует на привлекательную, но незнакомую обстановку. Они хотят увидеть, как она среагирует на незнакомого человека, что произойдет, когда ее мать выйдет из комнаты, оставив наедине с незнакомой женщиной, и что произойдет, когда она вернется.

Поведение девочки в момент возвращения матери, который психологи называют воссоединением, наиболее сильно интересуют исследователей: «Очень важно увидеть тот тип баланса, который возникает у ребенка между необходимостью в привязанности и, с другой стороны, необходимостью исследовать игровой материал.»

Читайте также:  Тонкости заботы о кормящей женщины

Когда Лиза усаживается играть, в комнату входит неизвестная ребенку женщина и с журналом в руках садится на стул. Спустя пару минут незнакомка проявляет попытки взаимодействовать с девочкой. Вскоре после этого мама Лизы получает указание выйти из комнаты и оставляет незнакомую женщину и ребенка наедине. Незнакомка пытается успокоить Лизу, но все попытки напрасны.

Мама Лизы возвращается в комнату, и камера записывает, как девочка реагирует на ее появление. Таким образом, заканчивается первая часть исследования, мама Лизы садится играть рядом с девочкой, а незнакомка покидает комнату, оставляя их вдвоем. Но вскоре мама Лизы опять выходит из комнаты, оставляя ее одну. Прекрасно видно на записи, как девочка страдает. Еще раз незнакомая женщина пытается утешить Лизу, но опять же безуспешно. Вскоре появляется мама девочки и быстро справляется с ее утешением, и сразу после этого исследование заканчивается.

Лиза показала внешние признаки надежного типа привязанности.»

Процедура «Незнакомой ситуации» многократно использовалась в тысячах различных исследований по всему миру. Проявление надежной привязанности в этом методе является великолепным показателем психического и физического здоровья ребенка. А ответная реакция – это основа. Когда дети не отвечают последовательно, они развивают ненадежные привязанности и это оказывает влияние на здоровье в долгосрочной перспективе, что было доказано недавним исследованием с участием 163 людей, длившимся 32 года (Puig, Englund, Simpson, & Collins, 2013). За здоровьем участников данного исследования велось наблюдение с самого рождения и до возраста 32 лет. В возрасте от 12 до 18 месяцев все они прошли оценку через процедуру «Незнакомой ситуации». Те, кто проявил ненадежный тип привязанности, имели значительно большее количество заболеваний, возникающих на нервной почве в возрасте 32 лет, чем те люди, которые проявили в исследовании надежный тип привязанности. Вероятнее всего, это происходит из-за хронической стимуляции системы воспалительных реакций людей с ненадежным типом привязанности.

Подводя итог можно сказать о том, что результаты этих исследований служат доказательством того, что грудное вскармливание играет гораздо большую роль в поддержании физического и психического здоровья человека, чем считалось некоторое время ранее.

Благодаря грудному вскармливанию увеличивается отзывчивость матери к своему ребенку, что делает рутинные обязанности материнства более приятными и легче переносимыми. Кроме того, кормление грудью увеличивает вероятность того, что младенец будет иметь надежный тип привязанности. Грудное вскармливание – это нечто большее, чем просто метод кормления ребенка. Это способ ухода за малышом, который благотворно влияет на здоровье человека в течение всей его жизни. Грудное вскармливание имеет пожизненную ценность, потому что создает возможность для матерей создать надежный контакт с их детьми — даже если сами матери не испытывали такого в своем детстве.

Однозначно, грудное вскармливание может сделать мир чуточку счастливее и здоровее для каждой отдельной мамы и ее ребенка. Потому что это не просто еда.

Грудное вскармливание и здоровье ребенка

Грудное вскармливание, это бесценный дар природы, позволяющий ребенку развиваться правильно. Содержание полезных веществ в женском молоке настолько велико и так тщательно сбалансировано, что его можно назвать настоящим чудом, даже в наш современный век.

Воздержание от него неизбежно ведет к увеличению риска заболеваемости и ухудшению общего состояния здоровья населения. Обычно, чтобы ребенок как можно скорее избавился от хронического заболевания, родители прилаживают все усилия: посещают врачей, корректируют рацион, выполняют назначенные процедуры и вводят витамины. Грудное вскармливание, к сожалению, не всегда включено в этот список. Между тем, это просто питание, а профилактика множества заболеваний и первый шаг к повышению здоровья и умственных способностей поколения. Ученые неоднократно доказывали его полезное влияние на развитие, сегодня мы познакомим вас с исследованиями, открывающими влияние маминого молока на здоровье.

Грудное вскармливание и здоровье дыхательной системы

Вероятность респираторных заболеваний в первый год жизни сокращается на 72%, если малыш находился на естественном питании не меньше 100 дней. Малыши, которых кормили грудью меньше, подвержены риску развития пневмонии в 4 раза больше, чем крохи, находящиеся на материнском молоке более полгода. Угроза возникновения бронхита при кормлении дольше 4-х месяцев уменьшается на 74%, а риск серьезных простудных заболеваний — на 63% .

Здоровье пищеварительной системы

Снижается возможность желудочно-кишечных инфекций на 64%, защитный эффект сохраняется в течение 60 дней после отлучения от груди. Уменьшается вероятность некротизирующего воспаления кишечника на 77% у недоношенных крох.

Профилактика синдрома внезапной детской смерти

Уменьшается вероятность СВДС на 36%. Установлено, что если 90% младенцев в мире будут находиться на исключительно грудном вскармливании первые полгода жизни, это снизит общий уровень детской смертности во всех странах на 13%.

Аллергические реакции

Грудное вскармливание на протяжении 3-4 месяцев снижает заболеваемость клинической астмой, атопическим дерматитом и экземой на 27% среди населения с низким уровнем риска и до 42% у младенцев с генетической расположенностью.

Глютеновая болезнь

Существует прямая связь между материнским молоком и воздействием глютена на организм. Шанс проявления глютеновой болезни (целиакия) снижается на 52%, если женщина кормила грудью и одновременно вводила в прикорм продукты содержащие глютен.

Лишний вес

Индекс ожирения и здоровье среди подростков ниже на 15-30% если в детстве они находились на грудном вскармливании, по сравнению с теми людьми, кто вырос на искусственной смеси. Каждые 30 дней кормления снижает вероятность ожирения на 4%.

Диабет

Новорожденные, которых кормят не меньше 3-х месяцев, имеют на 30% больше шансов избежать диабета первого типа, благодаря отсутствию белка коровьего молока в первом питании.

Детская лейкемия и лимфома

Кормление в течении полугода и дольше предотвращает появление острого лимфоцитарного лейкоза на 20% и острого миелоидного лейкоза на 15%/ Кормление грудью меньше полугода уменьшает эти показатели до 12 и 10%.

Здоровье нервной системы

Замечены неврологические различия между детьми на грудном вскармливании и искусственной смеси. Ученые во время исследования учитывали факт социального влияния, домашней обстановки и экономического статуса. Исследование показало, что дети, находящиеся на грудном вскармливании дольше трех месяцев впоследствии получают более высокие баллы по IQ-тестам и показывают лучшую успеваемость в школьных учреждениях.

Нейродеструктивные значения для недоношенных детей:

  • защищает незрелый организм от воздействия внешних факторов
  • снижается риск неврологических проблем и гипертонии
  • улучшается поглощение продуктов вводимых зондом или энтерально
  • способствует увеличению белого вещества головного мозга
  • снижается распространенность ретинопатии новорожденных
  • уменьшается риск метаболического синдрома

Польза для здоровья женщины

Не исключаются и преимущества для матери — нормализуется кровяное давление, снижается риск развития диабета и сердечнососудистых заболеваний. Лактация длительностью 12 месяцев уменьшает вероятность появления рака молочной железы и яичников на 28%.

Также была подсчитана экономическая выгода, если более 90% матерей США будут кормить своих детей исключительно грудью в течение первых шести месяцев жизни, то экономия достигнет 13 миллионов долларов. В России подобное исследование не проводилось, но преимущества для здоровья и положительное влияние на экономику очевидны.

Центр Аналитической Психологии

Воспитание детей и грудное вскармливание. Какая связь?

Замечали ли вы во время прогулки на детской площадке, как по-разному ведут себя дети. Они могут спокойно сидеть в песочнице либо кататься с горки. Но стоит мамам позвать своих малышей, один тут же откликается, прибегает к мамочке, а вот другой будет всячески стараться не обращать на призыв мамы никакого внимания. Почему так происходит? Один ребеночек понимает с первого раза, а другой – не слушается.

Как грудное вскармливание влияет на воспитание.

Основой воспитания является установление контакта, физической и эмоциональной связи между матерью и младенцем, глубокое взаимопонимание.

В зависимости от того, как мать и дитя проводят первый год его жизни, предопределяются их последующие взаимоотношения.

Чтобы правильно направлять ребенка в воспитании, вам следует научиться понимать его язык и безошибочно реагировать на возникающие у него потребности. А чтоб карапуз поддавался воспитанию, он должен доверять своему родителю. Тогда он сам будет желать вашего руководства.

Многие мамы не хотят откликаться на плач малыша, думая, что он начнет манипулировать ею, и пытаются научить кроху успокаиваться самостоятельно, позволив ему накричаться и наплакаться. Но стоит задуматься над тем, для чего вообще природа наградила младенца способностью плакать. Разве плач не для того и существует, чтобы показать потребности не умеющего говорить малютки? Именно это и есть язык, на котором он общается. Это путь к установлению доверия между вами. Это способ установить тесный физический и эмоциональный контакт.

Плач ребенка бывает разным. При возникновении беспокойства, малыш начинает мягко плакать, как бы призывая обратить на себя внимание. Если мама незамедлительно реагирует, то успокоить его ей будет намного легче. Конечно же, ваша реакция не всегда будет приводить к прекращению плача, ведь только сам ребеночек в состоянии это сделать. Но ваша задача – не оставлять его плачущим и давать чувствовать вашу поддержку.

В случае, когда малыш не получает вашего ответа, его плач приобретает все признаки тревоги и гнева, он несет раздражающие звуки и может вызвать у матери недовольство и негодование. Развитие подобных отношений может привести к образованию проблем с воспитанием, ввиду отсутствия положительной связи между матерью и ее дитя. Лучше предотвратить проблему, нежели потом ее решать. Если вы научитесь распознавать сигналы, которые подает кроха перед тем, как плакать, вовремя реагировать, то сможете установить хороший контакт.

Если вы сразу же после рождения будете держать ребенка на руках, прижимать к себе, кормить грудью, а малютка, только открыв глаза, будет видеть мамино лицо, то он почувствует, что находится в безопасном и уютном месте, где ему всегда рады, и будет учиться доверию. Младенец еще не умеет разговаривать, но обладает способностью чувствовать. И когда он ощущает, что любим, что им дорожат, с ним разговаривают и играют – это и будет являться зарождением самооценки. А улыбки крохи, его чувство удовлетворения, сделают более уверенными в своих действиях родителей.

Доверие в младенчестве – фундамент успешного воспитания.

Существует прямая связь между кормлением ребенка грудью и его воспитанием. Во время кормления мама лучше познает потребности своего чада. Когда младенец находится на грудном вскармливании, она изучает его поведение и начинает определять, когда он насытился, или наоборот, когда он только хочет есть. А может он просто желает, чтоб его взяли на ручки и проявили заботу и внимание. Когда малютка подает сигнал и получает постоянный отклик, то подсознательно у него закрепляется понимание того, что его любят, и он может доверять. Малыш пребывает в ощущении себя в зоне комфорта и благополучия.

В процессе кормления грудью, в организме матери вырабатываются гормоны – окситоцин и пролактин. Они имеют свойство возрастать при проявлении материнских чувств, когда вы смотрите на своего ребеночка или держите его на руках. Происходит взаимообмен. С одной стороны, эти гормоны формируют инстинкт материнства, а с другой стороны, мать, проявляя заботу о ребенке, стимулирует их выработку.

Многие мамы замечают, что одна только мысль о ребенке заставляет молочные железы наливаться молоком.

Интуиция матери напрямую зависит от этих гормонов. Через полчаса после кормления грудью, в ее организме уровень пролактина увеличивается в десять раз и возвращается на прежний уровень через час после кормления. Поэтому, если вы будете кормить ребенка с интервалом в час-полтора, и это будет совпадать с потребностями в кормлении малыша, ваши гормоны будут работать на вас.

Чем прочнее связь между матерью и ребенком, тем более стабилен гормональный фон в организме. Присутствие матери воздействует и уравновешивает химические процессы маленького растущего организма. Грудное вскармливание помогает справиться с тревожностью. Гормон кортизон, вырабатываемый корой надпочечников, влияет на образование эмоций человека. Если его много – ребенок становится тревожным, обеспокоенным. Если мало, соответственно, вялым и сонным. Поэтому важно поддерживать гормональное равновесие путем тесного взаимодействия с матерью.

Читайте также:  Массаж, упражнения, уход - рекомендации

Учеными доказано, что дети, воспитанные на грудном вскармливании, развиваются более гармонично. Это относится к деткам, которых не прекращали кормить грудью на втором году жизни. Когда ребенок учится ходить, пытается проявлять независимость, он может пугаться своей самостоятельности. И ничто его так не утешит, как мамина грудь. Ребенок чувствует: «Мама рядом, я в надежных руках!» Именно это дает ему опору, создает условия для дальнейшего изучения окружающего мира, обуславливает проявление и укрепление инициативности и самостоятельности. У таких детей отсутствует привычка грызть ногти или сосать палец.

Конечно же, каждая мать решает для себя сама, когда ей отлучать от груди своего ребенка. Но желательно это делать ближе к двум годам. Высока вероятность того, что в период с года до двух ребенок сам проявит инициативу и откажется от маминой груди. Если вы все же решили отлучать кроху от груди, действуйте постепенно.

Дети, которых преждевременно отняли от груди, часто демонстрируют беспокойство и агрессию, становятся склонными к истерикам. Им намного сложнее устанавливать близкие взаимоотношения.

Что делать маме, если ребенок вынужденно находится на искусственном вскармливании?

Если мать по каким-то причинам выбирает метод искусственного вскармливания, то она должна работать над тем, чтобы достигнуть доверия со своим малышом. Конечно, при такой форме питания у матери нет возможности поддерживать гормональное равновесие. Однако, она может оказывать воздействие на выработку своих материнских гормонов, которые будут облегчать формирование привязанности.

Что следует предпринять?

  1. Установите режим кормления крохи и строго придерживайтесь его.
  2. При кормлении из бутылочки расположите малыша на руках у своей груди.
  3. Своевременно отвечайте на плач малютки.
  4. Чаще обнимайте свое чадо, носите его на руках. Это будет способствовать установлению эмоциональной близости.
  5. Делайте крохе детский массаж. Как делать массаж смотрите здесь.
  6. Разговаривайте с малышом. Можете использовать стишки и потешки, детские песенки, сказки.
  7. Совместный сон.

Умение понимать своего ребеночка, откликаться на его потребности, проявлять заботу и внимание – все это является мощным инструментом воспитания. В итоге, ваш карапузик будет хотеть вам нравиться, следовательно, будет готов слушаться.

Уважаемые читатели! Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях. Это будет Ваше лучшее «спасибо» за материал.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Длительное кормление грудью: последствия для психического развития ребёнка

Длительное кормление грудью: последствия для психического развития ребёнка

На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.

Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.

Что мы понимаем под общением?

Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.

Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4–6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).

Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.

Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности

Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.

Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.

Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!

Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?

Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!

Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.

Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно

Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!

Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.

Читайте также:  Правда ли продукты детского питания качественнее обычных?

Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!

Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.

В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5–3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.

Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Кормление грудью влияет на умственное развитие ребёнка — эксперты

Грудное вскармливание, как считают зарубежные исследователи, повышает интеллект малышей. Всё дело в антистрессовом действии женского гормона эстрогена. Поступая в организм ребёнка вместе с молоком, он защищает его от стрессов, а это увеличивает IQ ребенка. Кроме того, грудное молоко — это идеальная, полноценная и очень вкусная еда для новорождённых.

Польза грудного молока

Женское молоко и молозиво — не только питьё и еда для грудничка, но и сильнейшая иммунологическая защита. Когда малыш только появляется на свет, в его организме присутствуют защитные антитела, которые ему достались от мамы через плаценту. Но через несколько месяцев эти антитела исчезают, поскольку перестают выполнять свою защитную функцию. Однако иммунитет продолжает формироваться благодаря грудному молоку, с которым в организм ребенка поступают антитела и полезные бактерии.

Состав и соотношение белков, жиров, углеводов, аминокислот, витаминов грудного молока идеально подходят для организма ребёнка и соответствуют функциональным возможностям его пищеварительной системы. Молоко создаёт оптимальные условия для жизнедеятельности нормальной микрофлоры толстого кишечника ребёнка. Причем чем раньше малыша приложат к груди, тем лучше. Исследования показали, что если грудничка мама кормит молоком в первые 24 часа после рождения, то бифидобактерии обнаруживаются у младенцев в 50% случаев. Если приложить ребёнка к груди позже, то полезная флора обнаружится только у каждого третьего-четвёртого малыша.

Кстати, грудное вскармливание полезно и для молодой мамы. Как утверждают врачи, оно является мощной профилактикой рака молочной железы.

Проблемы с недостатком молока решаемы

Многие мамы жалуются на то, что у них мало грудного молока. Действительно, женщины нередко сталкиваются с такой проблемой, как гипогалактия, то есть снижение выработки грудного молока. Чаще всего, это связано с образом жизни, стрессом и неполноценным питанием.

Однако процесс лактации можно улучшить. Вот несколько простых правил:

  • Соблюдайте режим дня и старайтесь выкраивать время для отдыха.
  • Следите за собственным рационом: он должен быть разнообразным и включать все основные группы продуктов.
  • Используйте средства для стимуляции лактации. Педиатры рекомендуют проверенные временем препараты, в состав которых входит маточное молочко, например Апилак Гриндекс. Маточное молочко — кладезь биологически активных веществ и витаминов, которые восстанавливают организм матери после родов и налаживают процесс кормления. В любом случае прежде, чем начинать стимуляцию при помощи каких-либо препаратов, узнайте об имеющихся противопоказаниях, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по применению.
  • Кормите ребёнка по его требованию. Старайтесь наладить с ним контакт.
  • Выполняйте упражнения, входящие в комплекс лечебной физкультуры, для мышц верхнего плечевого пояса. Они обеспечивают приток крови к молочным железам, способствуя успешной лактации.

Как долго нужно кормить ребёнка?

ВОЗ рекомендует вместе с прикормом продолжать грудное вскармливание до двух лет или старше. Однако отечественные специалисты считают, что всё должно быть в меру. Годовалому ребёнку вполне достаточно кормления грудным молоком два раза в день, чтобы постепенно перевести его на питание с общего стола.

Как кормление грудью влияет на здоровье матери?

Грудное вскармливание — естественный процесс питания для самых маленьких детенышей всех млекопитающих, включая и человека. Матерям для лактации приходится тратить энергию и по кормлению, и по выработке молока, хотя эти усилия организма порой и не очевидны. Налаживать прикладывание, обучать ребенка правильно брать грудь, чтобы маме не было больно, а малышу доставалось необходимое количество молока без избытка воздуха, считаться с необходимостью постоянного присутствия рядом или сцеживаний — все эти усилия помогают детям, как говорят специалисты, расти здоровее и умнее. А есть ли бонусы для самих матерей, кроме ощущения близости и осознания «правильных инвестиций» в будущее малыша? MedAboutMe рассказывает о новых исследованиях о влиянии лактации на здоровье матери.

Это именно тот процесс, в отношении которого однозначно высказываются все — и умудренные опытом бабушки, и ученые, и пропагандисты Всемирной Организации Здравоохранения. Грудное вскармливание — лучшее, что может дать мать ребенку после вынашивания, родов и любви с заботой. И состав грудного молока, и способ его «добывания», и необходимость матери быть рядом в процессе кормления — все идет на пользу детям.

Однако порой при выборе типа вскармливания нельзя не учитывать, что требования к матерям сегодня более жесткие: и карьера, и финансовое положение семьи могут требовать выхода на работу. Да и просто порой вместо ночных вскакиваний к кричащему малышу или дневных бдений в квартире хочется поспать или уйти по своим делам, вручив коробку со смесью любому заботливому взрослому. А некоторые мамы считают, что лактация со всеми ее ограничениями неизбежно окажет негативное влияние на их здоровье, как в настоящем, так и в будущем. Давайте разберемся, как же выработка молока может повлиять на женский организм?

Негативные эффекты грудного вскармливания знают все. И эти эффекты в абсолютном большинстве случаев зависят от самой мамы. Так, проблемы кормления при плоских или чувствительных ореолах и сосках решаются подготовкой груди, а нехватка витаминов из-за лактации — следствие несбалансированного рациона питания. Зато положительные эффекты распространяются на любую маму, решившуюся на грудное вскармливание. Что же это за эффекты?

  • Один из самых известных «бонусов» лактации — снижение вероятности развития онкологических заболеваний в тканях матки, яичников и грудной железы. Риски снижаются практически на 90%, причем чем дольше в сумме мать кормит детей, тем лучше эффект.
  • Если мать кормила грудью хотя бы полгода, то вероятность развития диабета II типа у нее в два раза ниже, чем у всех остальных женщин. При этом одного полугодия грудного вскармливания хватает на 30 лет профилактики!
  • С диабетом второго типа связана и еще одно профилактическое воздействие лактации. Кормящие матери каждые шесть месяцев лактации снижают риски развития ожирения в ближайшие 30 лет. Полгода грудного вскармливания снижают индекс массы тела на 1%.
  • По достижении среднего и старшего возраста у лактировавших ранее женщин риски развития такого непредсказуемого заболевания, как ревматоидный артрит, в два раза ниже. Это установили китайские ученые, исследовавшие корреляцию между лактацией и случаями заболевания у женщин старше 35 лет.
  • Грудное вскармливание влияет на сердце не только в плане чувств к ребенку, но и в буквальном смысле. Риски развития сердечно-сосудистых заболеваний у кормящим мам снижаются на 10% уже в процессе и остаются пониженными в течение длительного периода после окончания лактации. Ученые из Китая, заинтересовавшиеся этим фактом, утверждают, что чем дольше кормишь — тем здоровее сердце и сосуды.
  • Для тех, кто опасается дефицита кальция из-за выработки молока собственным организмом, есть хорошая новость из Норвегии: риски перелома шейки бедра во время менопаузы, когда такие явления возникают из-за гормональных изменений, влияющих на усвоение кальция, у бывших кормящих матерей ниже, чем у мам «искусственников». Причем каждые 10 месяцев лактации снижают этот риск на 12%. Кости у кормивших мам оказались крепче.
  • Крепче оказалась и психика у мам малышей на ГВ: масштабное исследование среди мам грудничков доказало, что те, кто кормит малышей грудью, больше спят (так как процесс «приготовления молока» происходит без их участия, и режим кормежек легче предсказать), чувствуют себя бодрее и реже склонны к развитию послеродовой депрессии. А вот те мамы, которые во имя сохранения эмоционального равновесия выбрали кормление смесями-заменителями или смешанный вариант вскармливания, оказались более уставшими, невыспавшимися и чаще проявляли признаки депрессивных состояний.

Вы много читаете, и мы это ценим!

Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

Положительные эффекты вполне очевидны: грудное вскармливание и обеспечивающая его лактация полезны и малышам, и их мамам. Лучше спать, чувствовать себя бодрее, обеспечить свой организм здоровьем и профилактикой различных заболеваний на долгие годы вперед ценой нескольких месяцев периодического прикладывания младенца к груди — чем не подарок от природы за дискомфорт беременности и родовую боль? Врачи, однако, предупреждают: лактация — не панацея от всех болезней. Она способна снизить риски развития заболеваний, но если сразу после окончания кормления начать предаваться вредным привычкам и не следить за здоровьем, то и годы выработки молока не помогут избежать развития проблем.

Общее состояние здоровья и влияние на него лактации — приятный бонус для тех, кто следует естественному методу кормления детей. Особенности воздействия работы молочных желез на организм еще не полностью изучены, и специалисты уверены: впереди нас ждут множество открытий и позитивных эффектов, предусмотренных природой для кормящим мам. Но вне зависимости от типа вскармливания MedAboutMe советует внимательно относиться к своему здоровью и вести здоровый образ жизни.

Ссылка на основную публикацию