Знания, нужные каждому родителю перед обучением чтению малыша

10 ошибок родителей, которые мешают детям полюбить чтение

К огромному сожалению, книга не выдерживает конкуренции с гаджетом и компьютерными играми, особенно у ребенка, который читает с трудом и огромными энергозатратами. Поэтому, пока у него есть планшет, телефон или постоянный свободный доступ к компьютеру, мальчик у вас читать не будет.

Девочка, может, и зачитает, они чуть менее зависимы от гаджетов, но с потерей многих значимых месяцев развития. Лучше раньше 13 лет гаджеты ребенку не покупать. А в 13 лет они, боюсь, сами уже в жизнь просочатся, но, может, у подростка уже успеет сформироваться какая-то воля.

Тут, правда, есть тонкий момент, с которым мы сами столкнулись.

Компьютер – это не то однозначное зло, которое нужно во всех случаях кропить святой водой. Он разный.

Компьютер – это и развивающие мультфильмы, и кинофильмы, и познавательные каналы.

Мы для себя решили вопрос так. У нас несколько ноутбуков. У старших детей (примерно с 13 лет) свободный доступ, свои телефоны, компьютеры, пароль к вайфаю. Они вообще сами эти вопросы решают.

Для тех, кто младше – два ноутбука. Один подключен к интернету, но там стоит программа «Тайм-босс». Она ограничивает время пребывания в сети двумя часами в день. Причем для всех вместе. То есть, если один истратил больше времени, другому достанется меньше. Иногда мы выбираем игры, где несколько человек могут играть – один скорость жмет, другой стреляет.

А мультфильмы, фильмы мы скачиваем и смотрим уже на другом ноуте, который в сеть не выходит.

А вот смартфоны под запретом примерно лет до 13. И даже если бы им айфон последний кто-то подарил – я бы его в стиралку отправил купаться. Уже обжигались.

Чем чаще ребенок будет видеть вас с книгой, тем скорее он и сам зачитает. А то мы часто пропагандируем те ценности, которых сами не разделяем. Мама в телефоне сидит, а сын должен читать. С какой радости?

Хороший вариант, который всех спасает – это чтение вслух семейных книг. То есть таких, которые интересны будут и мамам, и детям, и всем. Например, «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик» Вестли, «Веселая семейка» Носова, где дети цыплят выводили, у нас идет на ура.

Если из моих – «Бунт пупсиков», «Таинственный Ктототам», «День карапузов».

Есть грустный анекдот, как мама и Ваня идут выбирать Ване питомца.

Ваня: Мам, купи мне хомяка!
Мама: Какой еще тебе хомяк?
Ваня: Купи мне птичку!
Мама: Тебя вообще не спрашивают! Ты хочешь иглистую мышь!

Примерно то же самое и в книжных магазинах происходит. Позвольте ребенку выбрать книгу самому. Пусть даже то, что лично вы не стали бы приобретать, но зато уже с условием, что это будет прочитано. Человек больше ценит то, что выбирает сам. Иногда причем выбирает что-то совершенно неожиданное, не по возрасту. Чуть не «Физику твердого тела». Ну и пускай.

Мальчики очень любят научную познавательную литературу. Книги с опытами, про насекомых, про танки и так далее. Но пусть выбирает сам.

Правда, есть еще вариант, что мальчик будет выбирать книгу с яркими картинками, где двести слов текста и цена, как у вертолета. Но тут уже можно объяснить: «Это дорого – ее мы в библиотеке возьмем лучше, давай еще поищем варианты». Обычно они находятся. А еще можно выбирать в интернет-магазинах – в некоторых цена пониже и много книг маленьких издательств, которых нет в обычных книжных.

Конечно, это неправильно, но многие читают именно так всю жизнь. И, кстати, это считается признаком одаренности. Вдруг, чисто случайно, у вас одаренный ребенок.

В библиотеках есть отличные читальные залы, куча развивающих программ, и в фонды пускают детей довольно свободно, чтобы они выбирали книги.

Умный ребенок быстро понимает плюсы библиотеки. К тому же там работают неравнодушные люди, которые могут заинтересовать даже не очень способного юного читателя и подобрать ему книги по интересам.

Да только долго придется ждать. Чтение ребенок начинает любить примерно через триста часов практики. Первые триста часов он его ненавидит.

Пока чтение не станет свободным, это очень мучительный процесс.

А почти никто из детей не хочет себя утомлять. Поэтому суммарно 300 часов надо ребенка «вычитать».

Можете завести себе блокнот и записывать:

1 января. 10 мин.
2 января. 8 мин.
3 января. 12 мин.
4 января. 21 мин. = ого, уже почти час! Осталось еще 299 часов!!

И пообещайте ребенку за 300 часов что-нибудь значимое, вроде черепахи. Или иглистой мыши, на худой конец.

Например, вы купили ребенку искусственный снег. А там инструкция мелкими буквами, которую надо прочитать. И всякие там сложные слова. Вот пусть и читает всю инструкцию сам до последней буквы. С лупой читает! Вы же видите, что ему интересно! Сами не читайте. И не давайте ему химичить, пока он все не прочитает. Потому что снег – дело важное.

Почти наверняка ребенок проводит у вас в машине не меньше часа в день. А некоторые и по три-четыре часа. Воткните в магнитолу флешку с аудиокнигами.

Лучше подходят полные тексты книг, начитанные одним актером, не аудиоспектакли! Один голос гораздо меньше утомляет, если слушаешь долго. И легче детьми воспринимается. Результат увидите примерно через месяц. И порадуетесь ему, скорее всего.

Моя бабушка говорила: «Делай уроки, а книги будешь читать на пенсии».

Чем больше ребенок читает ВНЕ ШКОЛЫ, тем проще ему дается школа. Человеку, который прочитывает за два-три вечера роман, «Отцы и дети» прочитать – это вообще не проблема. Учителя прекрасно знают, что чем больше ученик читает, даже и не по программе, тем легче у него идет и программное.

Уроки, конечно, никто не отменяет. Их делать надо. Но когда уроки совсем забивают всякое другое развитие, чтение, рисование – это не вариант.

Оптимальное время сделать чтение запойным – до седьмого класса. Золотое время – это 4-й, 5-й, 6-й классы. Не терзайте ребенка школой класса до седьмого. Очень многие успешные люди активно начали куда-то готовиться только класса с 8-го. А до восьмого читали, читали, читали в свое удовольствие. И, поверьте, это не в песок ушло, а стало фундаментом успешности.

10 способов увлечь ребенка чтением

1. Слоговые таблицы

Суть там в том, чтобы научиться читать бессмысленные слоги и буквосочетания, потому что часто дети только угадывают слова.

Занятия очень сильно увеличивают скорость чтения. Набор буквенных комбинаций велик, но не безграничен. Всякие вещи типа «здр» или «встр» – нужно учиться читать одним взглядом. После слоговых таблиц это не проблема.

2. Жужжащее чтение

Хорошие учителя начальной школы широко применяют этот метод. Он состоит в том, чтобы дети читали все разом и шепотом, а то если все и вслух, то можно будет оглохнуть.

Обычно в школах читают по 5-10 минут в день жужжащим чтением. Ну а кто вам может помешать читать жужжащим чтением в очереди в детской поликлинике? Это все идет в нашу копилку 300 часов.

3. Вспышечное чтение и отсекающее чтение

МАШАПОШЛАВЛЕСТАМБЫЛВОЛКВОЛКСЪЕЛМАШУНЕТУБОЛЬШЕМАШИТАКАЯВОТГРУСТНАЯСКАЗКА – тут надо понять, где что заканчивается.

Печатайте предложения вроде:

«Ежик живет в лесу».
«Олень съел моржа».

Пусть они будут любой степени бессмысленности. Неважно, что олени моржей не едят. Показывайте их на 2-3 секунды, чтобы ребенок прочитывал их очень быстро. Это хорошо учит схватывать текст.

Пусть один ребенок пишет такую бессмыслицу для другого. Обычно это очень веселит детей, и они не замечают, что учатся.

4. Детские журналы с кроссвордами

Там, кроме кроссвордов, которые дети обычно любят разгадывать, много упражнений в стиле «Найди десять отличий между двумя рисунками» и разных упражнений на внимательность: лабиринт, следы и т.д. Детям обычно нравится. И навык чтения незаметно совершенствуется.

5. Игра «Найди текст»

Возьмите любую страницу текста. Найдите там какое-то предложение в любом месте. Например, «Маша пошла в лес и нашла гриб». Не показывайте ребенку, где оно. Засекайте время. Пусть ребенок его найдет. Ну и получит от вас какой-то приз, когда найдет 10 предложений на разных страницах.

6. Многократное чтение

Если ваш ребенок все время хочет перечитывать одну и ту же книгу, которую хорошо знает, ну и пусть перечитывает. Только все больше и больше страниц за один раз – это тоже большой плюс, даже если ребенок угадывает слова.

7. «Давай поврем!»

Дети часто не умеют пересказывать тексты, но зато порой охотно выдумывают то, чего на самом деле в книге нет. Ну и замечательно! Не мешайте! Это очень полезный навык.

8. Чукча не читатель, чукча писатель

Порой ребенок наотрез отказывается читать, но готов писать и переписывать тексты из книг – «секреты изготовления атомной бомбы», как наши мальчики, или что-то в этом духе. А разве это не чтение? Но только тсс!

9. Упражнение «Бросок»

Открываем книгу, ребенок кладет руки на колени и начинает читать по команде. Читает 30 секунд. Потом 10 секунд отдыхает. И снова читает. Суть в том, чтобы глазами – глазами! – быстро найти тот участок текста, где он закончил чтение. На начальной стадии это очень тяжело – но потому и упражняемся.

10. Скоростной минимум чтения – 120 слов в минуту

Многие читают по 200-300, но уже про себя, вслух речевой аппарат не потянет. 120 слов – это реально абсолютно для каждого среднего ребенка. Если скорость ниже, то много времени будет затрачиваться впустую на уроки, чтение учебных параграфов и попытку что-то понять.

6 ошибок, которые допускают родители при обучении ребенка чтению

Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому мы попросили специалистов по детской речи и психологов подробно рассказать, чего следует избегать родителям, когда они делают первые шаги в этом нелегком деле.

Комментирует логопед Мария Виноградова клуба «ПравоНалево»:

Ошибка №1. Преждевременное обучение ребенка чтению

Многие мамы легко поддаются новому веянию — раннему обучению чтению ребенка дошкольного возраста (до 3-4 лет). Не разбираясь в пользе дела, они стремятся отдать своих крох на развивающие занятия или используют специальные методики дома.

В чем же таится опасность и вред раннего обучения чтению? Давайте разбираться.

Мозг малыша с рождения проходит несколько стадий развития. Первая — это развитие дыхательной системы и пищеварения, далее — двигательное развитие, и только потом происходит созревание эмоциональной сферы и совершенствование мыслительной деятельности.

И если взрослый пытается поменять его на совершенствование мыслительных процессов, воли, то со временем ребенок просто потеряет интерес (точнее, не сформирует его к нужному времени) к учебной деятельности.

Также у малыша наблюдается перегрузка нервной системы, снижается гибкость и пластичность мозга (ребенок сам должен придумывать новые способы действия с предметами и игры, какими бы нелепыми и странными они ни казались взрослым). Впоследствии возможны проблемы с самооценкой: ребенок будет неловко чувствовать себя в ситуации неуспеха и постоянного сравнения.

Комментирует логопед школы №1354 Галина Юрьевна Погосян:

Ошибка №2. У родителей быстрая смазанная речь

Что такое обучение чтению? Это соединение слухового и зрительного анализаторов. Изначально восприятие языка у нас происходит через восприятие фонемы — буквально, звука, который попадает к нам в ухо. И самая главная ошибка при подготовке детей к обучению чтению — быстрая смазанная речь взрослых.

Ошибка №3. Неправильное обучение ребенка алфавиту

Родители, желая быстрее научить ребенка алфавиту, делают грубую ошибку, которую потом сложно исправить.

Они начинают обучение именно буквам, а не звукам. Показывают на букву и говорят: «Это буква “мэ” или “эм”, это буква “рэ” или “эр”». Усваивая таким образом буквы, ребенок затем будет читать слово «мама» так: «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а».

Так что важно на самых начальных этапах учить ребенка звуко-буквенному анализу правильно. Это можно делать с помощью игры в города или в слова.

Для этого надо отстукивать ритмы в ладоши или по столу. Например, «мо-ло-ко». Если ребенок плохо воспринимает речь на слух, для отстукивания можно использовать бубен.

Ошибка №4. Неправильный выбор методики для обучения

Одна из популярных методик, по которой сейчас работают многие педагоги и занимаются мамы, — методика Николая Зайцева. Ребенку показываются кубики с разными слогами, называются эти слоги, и таким образом идет обучение.

Читайте также:  Простая методика обучения цвету

И, надо сказать, обучение чтению с помощью этих кубиков происходит достаточно быстро. Ребенок быстро схватывает, начинает читать. Но вот беда: часто дети, которые учатся читать по этой методике, не соотносят прочитанное слово с предметом. Получается, что он быстро читает, но смысл слов не понимает.

Но если мы собираемся научить дошкольника читать, то лучше придерживаться традиционного метода через звуко-буквенный анализ, слоговое чтение и сопоставление слова с картинкой.

Комментирует клинический психолог Мария Левицкая клуба «ПравоНалево»:

Ошибка №5. Психологическое давление

Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими детьми. Одним из критериев оценки становится умение читать. Старшее поколение забывает, что процесс познания у дошкольников долгий и трудоемкий.

Мамы и папы, бабушки и дедушки начинают требовать быстрых и хороших результатов с помощью запугивания, угроз, ультиматумов. Ребенок постоянно слышит:

А ведь любое обучение, в том числе и чтению, должно быть комфортным как для ребенка, так и для родителя, приносить обоим удовольствие, пробуждать интерес. Только при благоприятных условиях у ребенка появится желание научиться читать и понять тяжелый мир букв и звуков, получать знания из книг.

Ошибка № 6. Отсутствие культуры чтения в семье

Если родители научили малыша читать буквально с пеленок, это еще не означает, что он будет с удовольствием читать книжки на протяжении всей жизни. Научить читать не достаточно для того, чтобы малыш продолжал самостоятельно и с интересом совершенствовать свои навыки.

Советы родителям по обучению ребёнка чтению

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Советы родителям по обучению ребёнка чтению

Советы родителям по обучению ребенка чтению

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

– Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

– Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

– Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

– Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими – ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

– Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

– Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).

– Нежелание ребенка заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?

– Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

– Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

– Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

– Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

Основные этапы овладения умением читать и особенности работы

Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-либо букву вывески на доме: “Какая эта буква?” Малыш с радостью отвечает: “ПЭ!”, или “ЭМ!”, или “ЭС!”. Уважаемые взрослые! Если вы именно так называете детям буквы, то как ваш маленький ученик прочитает слог “МА”? Представьте себе, у него скорее всего получится “ЭМА”! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово “МА-МА” в таком случае будет читаться как “ЭМА-ЭМА”!

Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не “ЭМ”, а “М”, не “ПЭ”, а “П”. Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук – разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления – анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время, и ваш ребенок усвоит знания по фонетике языка. А сейчас он может учиться читать и без этих знаний.

Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети довольно в разные сроки усваивают названия цвета, например. Взрослые до тех пор комментируют цвет окружающих предметов (“Смотри, какая красная машинка поехала!”, “Травка – зеленая!”) или просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета (“Покажи синий цветочек на картинке!”, “Дай маме красный кубик!”, пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета. То же самое происходит и с заучиванием букв: сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице, потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого (“Найди и покажи в этом слове букву В!”, и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.

Целесообразность обучения ребенка написанию букв зависит от возраста и возможностей ребенка. Одновременное обучение чтению и печатанью необязательно. Если ваш малыш еще неуверенно пользуется карандашом, с трудом рисует геометрические фигуры и простые формы, печатанье букв для него станет трудным и неинтересным занятием, что может отразиться и на обучении чтению. Не стоит обучать детей письменным буквам: за вас это грамотно и в подходящее для ребенка время сделает учитель в первом классе!

Многие игры, направленные на изучение букв, в основном разработаны по одному принципу: нужно находить буквы и картинки с изображениями предметов, начинающихся на эти буквы. Таким образом, они тренируют умение выделять первый звук в слове и запоминание букв одновременно. А ведь в дошкольном возрасте далеко не все дети легко определяют первый звук в слове. Чтобы использовать такие игры в целях заучивания букв, нужно заранее потренироваться в назывании первого звука в слове.

Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности порядка предъявления слов:

– слова, где первый звук – А, У, И, Э, О (только под ударением);

– слова, где первый звук – отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.);

– слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.);

– слова, начинающиеся на мягкий согласный в слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.);

– слова, где первая буква – Е, Ё, Я, Ю.

Особое внимание обратите на ошибки ребенка в таких заданиях, например, когда ребенок вместо звука 3 выделяет С, вместо Б – П, вместо Д – Т, вместо Г – К, вместо Ж – Ш. Если такие ошибки ребенок допускает часто, обязательно проконсультируйтесь по данному вопросу у логопеда.

Готовых игр может быть недостаточно, чтобы ребенок уверенно называл буквы. В разделе «Играем-развиваем» Вашему вниманию предлагаются оригинальные и полезные игры и упражнения, которыми вы можете воспользоваться при желании и необходимости.

2. Запоминаем слоги.

Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:

– многократное называние слога взрослым;

– поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;

– самостоятельное называние – “чтение” слога.

Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка. Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи – по замыслу авторов пособий.

Итак, при обучении чтению слога помните!

– Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.

– Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.

– Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.

– Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.

– Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.

– Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.

Слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, – разные вещи. И выполнять две задачи – читать и понимать – одновременно очень сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для ребенка

Какие еще трудности могут возникнуть у ребенка на этапе чтения слов?

Некоторым детям трудно читать слова, не разделенные на слоги, они пытаются увидеть слог там, где его нет (КН-ИГ-А).

Таким детям в первое время необходимо помогать читать слова, выделяя в них слоги слияния: дугой под слиянием, показывая указкой слияние, давая устную инструкцию (КНИГА – читай сначала одну букву, потом две, еще раз две буквы). В некоторых азбуках встречается деление слов на слоги (КНИ-ГА, УТ-КА, КОШ-КА, но даже при таком делении возможно ребенку потребуется ваша помощь в обозначении слияния.

Детям бывает сложно также прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием: разделите слово на слоги, запишите последний слог, дайте его прочитать ребенку, допишите предыдущий, дайте прочитать уже два слога, далее добавляете по одному слогу до прочтения целого слова (СИТ, СО-СИТ, ЛЕ-СО-СИТ, ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ, ПЫЛЕСОСИТ). Такой способ помощи исключает неправильное “додумывание” слова. Сравните: если читать слово, прибавляя по одному слогу, начиная с начала, ребенок, скорее всего, не дочитает слово до конца, а догадается об окончании слова (ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?.).

Обратите внимание на слова, которые предлагает для чтения ваша азбука или букварь. Иногда авторы в погоне за количеством слов, которые можно составить из уже представленных на страницах пособия букв, предлагают для чтения детям слова типа: ПОМПА, ФАЗА, ПАЗУХА, ПЫЖ, КУШ. Может быть, рациональнее опустить эти трудные для понимания слова и вместо их прочтения провести какое-либо упражнение из вышеизложенных вариантов для формирования осмысленного чтения.

Итак, когда ребенок учится читать слова, важно:

– Учить осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.

– Для формирования осмысленного чтения недостаточно только материала азбуки, используйте разнообразные дополнительные игры и упражнения.

– Если ребенок при чтении слов “соскальзывает” на побуквенное чтение, необходимо активизировать работу со слоговой таблицей, закреплять навык опознавания слога как единицы чтения.

– Если ребенку трудно определить место слияния в слоге, в первое время помогайте ему увидеть слог-слияние.

– Подготавливая игры и упражнения, не забывайте о “лишнем” варианте ответа, тогда интенсивность упражнения будет значительно выше.

– Не бойтесь задержаться на этом этапе подольше, задержка компенсируется с лихвой на последующих этапах формирования навыка чтения.

4. Читаем словосочетания и предложения.

Для ребенка, который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, – это новый и достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа – дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап работы можно, когда ребенок научится осмысленно читать отдельные слова.

В азбуках и букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен. Хотя именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов.

При обучении чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить:

– Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

Читайте также:  Подвижные игры на улице для детей от 2-х лет

– К чтению словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов.

Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные упражнения.

– Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно: читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий.

– Знаки препинания тоже нужно “читать”!

– Не торопитесь предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении.

Автор: В. В. Мамаева

«Книга на память» В наше время, насыщенное компьютерами, недостаточно уделяется внимания книге. Компьютерные игры стали более интересным для детей. Они отвлекают.

Анкета для родителей при поступлении ребенка в детский сад Анкета Для родителей при поступлении ребенка в д/с Часть 1: 1. Ребёнок: А) фамилия, имя: ___ Б) сколько лет,.

Рекомендации родителям, как быстро и правильно научить чтению ребенка

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.

С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи

Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.

Интерес к чтению развивается в игровой форме

Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения

Чтобы развить умение детей, им следует читать вслух сказки с дошкольного возраста. У малыша должен развиться не просто интерес к литературе – книга обязана стать символом психологического «удовольствия».

Семейное чтение развивает интерес к нему у детей

И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.

Первые книжки ребенка должны быть качественными и яркими

Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.

Надо развивать правильное произношение звуков

Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения

Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.

    Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).

Магнитная азбука Н.С.Жуковой

  • Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:
  • – дальше переходите к освоению звонких твердых согласных, уделяя внимание правильному произношению;

    – затем приходит очередь глухих звуков;

    – шипящие оставьте напоследок.

    • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» – эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
    • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
    • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
    • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
    • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

    Правильное произношение – залог быстрого обучения

    Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.

    Развитию речи способствует пропевание звуков

    Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

    Когда лучше начинать обучение?

    Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

    Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

    Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, – 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

    Как понять, что ребенок готов?

    Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.

    Надо убедиться, что малыш готов к обучению

    • Если дети уже разговаривают предложениями, они готовы к процессу обучения.
    • Развитие фонетического слуха – немаловажный фактор. Правильное восприятие звуков, их различие и умение ими оперировать поможет легко и быстро обучить малыша.
    • Неправильно говорящий ребенок не способен быстро обучиться чтению, т.к. плохо воспринимает те фонетические звуки, которые сам же и произносит.
    • Если у детей не развито образное мышление, их сложно будет научить быстрому чтению – процесс получится чисто механическим. И в дальнейшем сама процедура будет слишком утомительной и не интересной для малыша.
    • У ребенка должны быть основы логического умозаключения, позволяющего сопоставлять факты в процессе обучения.

    Обучение чтению методом сопоставления картинок и слов

    Обучение по методу Никитиных

    Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

    Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

    Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.

    Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

    • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее изучать буквы.
    • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
    • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
    • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
    • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
    • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
    • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

    Николай Зайцев – новатор обучения

    Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

    Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.

    Кубики Зайцева

    Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

    Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

    • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
    • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
    • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.

    Обучение по методу Зайцева

    Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов – маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

    Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.

    Запоминание букв по ассоциации

    Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

    Различные методики обучения

    В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

    Обложка книги Масару Ибуки

    Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.

    Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.

    Метод Павла Тюленева

    Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

    Надо ли учить ребенка читать и писать до школы?

    Насколько важно обучить своего ребенка письму и чтению перед поступлением в школу? Бытует мнение, что все дети должны выходить из стен детского сада уже пишущими и читающими. Психологи же считают, что родители намеренно способствуют раннему развитию ребенка, чтобы реализовать свои несбывшиеся желания, а также для того чтобы иметь предмет гордости перед окружающими людьми. Есть такие школы, которые принимают на обучение в первый класс детей, уже обученных «азам». Поэтому вопрос надобности таких умений в дошкольном возрасте — открытая и актуальная тема.

    Трудности обучения письму

    1. Наверняка, мало кто из нас знает, что неправильное первичное обучение письму и чтению может стать в будущем причиной трудностей в школьном обучении. Только опытные педагоги знают все тонкости сего процесса, приводя ряд доводов для родителей.
    2. Обычно дошколята в старшем возрасте не обладают всеми нужными навыками для обучения письму в такой период. Все это обусловлено тем, что у ребенка дошкольника еще недостаточно развита мелкая моторика рук. Если быть точнее, фаланги пальцев и само запястье пока еще не приспособлены к овладению письменными принадлежностями и письму. К тому же препятствием к учебе письма может помешать не до конца развитая зрительно-моторная координация.
    3. Правила чистописания подразумевают только индивидуальное несколькочасовое обучение написанию каждой литеры. Родители, не обладая педагогическим образованием, не смогут полноценно обучить ребенка правильной технике написания.
    4. Большинство педагогов, в руки к которым попадают дети, умеющие писать, жалуются на то, что их приходится попросту переучивать. Каллиграфия диктует правила индивидуального обучения каждой букве в течение нескольких часов минимум. Вряд ли дошкольники обладают такой усидчивостью, чтобы высидеть эти занятия.
    5. Практически все дети в дошкольном возрасте не умеют правильно ориентироваться на поверхности чистого листа. Это говорит лишь о том, что пока ребенку будет достаточно обучения рисованию, но никак не письму.

    Какие навыки письма нужны дошкольнику?

    Узнав о вышеуказанных трудностях, не стоит делать поспешных выводов. Занятия родителей со своим дошкольником должны включать следующие упражнения:

    1. Ребенок должен занимать правильное положение тела за столом, брать карандаш, тетрадь либо альбом. Для этого следите за:
      • ровным положением спины;
      • ноги ставят на полу вместе;
      • локти рук лежать всегда на письменном столе;
      • между грудью ребенка и столом должно быть 2 см;
      • поворачивать лист для письма нужно не более чем на 30 градусов.
    2. Научите своего дошкольника рисовать разные линии, например, ровные и волнистые, вертикальные и наклонные. Также в возрасте 4-5 лет нужно учиться рисовать круги, овалы, окружности.
    3. Графические диктанты. Таким упражнениям можно научиться, если найти в интернете видео уроки.
    4. Следующее упражнение — штрихование. Для полноценного развития зрительного контроля у ребенка, научите его рисовать штрихи карандашом в разных направлениях.
    5. Раскраски. Регулярные раскраски рисунков помогают ребенку учиться правильному нажиму на карандаш, координации.

    Если ваш ребенок обладает такими навыками, он считается готовым к поступлению в первый класс.

    Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

    Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

    Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

    Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

    Подытожить можно следующим образом:

    1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
    2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
    3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.

    В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

    Видео

    Обучение чтению. 7 основных, золотых правил эффективной методики обучения чтению ребёнка

    1 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Покупайте азбуку для ребёнка без картинок.

    Всегда выбирайте азбуку с большими буквами, желательно без картинок.
    Так ребенку будет легче сосредоточить свое внимание на буквах, а не красочных рисунках. Учить ребёнка чтению можно уже с 2-3 лет, но при этом стоит помнить, что в столь раннем возрасте детям трудно концентрироваться — долго удерживать внимание на одном и том же предмете. А поэтому не стоит усложнять ребёнку задачу: лучше всего купите самую простую азбуку с буквами, прорисованными красивым, но понятным шрифтом без лишних завитушек, и желательно — без причудливых стихов и лишних картинок.

    2 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Сначала учите главные буквы.

    Начинайте учить буквы с гласных: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Гласные буквы легче даются детям. Их можно легко выучить, напевая. Чтобы ребёнок достаточно быстро и без особых усилий смог выучить гласные буквы, организуйте совместный урок семейного пения: вместе напевайте, как можете, А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а. И-и-и-и-и-и-и-и-и. Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-. Я-я-я-я-я-я-я… Такой «урок чтения» будет очень смешным, а главное — запоминающимся и для вас, и для вашего малыша.

    Как только вы выучите основные гласные буквы, можете переходить к согласным. Нескольких выученных гласных и пару согласных уже достаточно для составления слогов.

    3 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Быстро учите буквы, и ещё быстрее — переходите к слогам.

    Не тяните со слогами! Легче всего научить ребенка читать по слогам, а не по буквам.

    Начинайте учить слоги из уже известных вам букв как можно скорее: знания нескольких гласных и пары согласных букв уже годятся для составления самых простых слов, вроде «мама», «папа», а ведь в любом деле самое сложное — это начать. Поэтому начинать надо с простого, чтобы потом перейти к сложному. После обучения чтению слогов переходите к составлению полноценных слов.

    4 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Когда называете малышу букву, говорите её произношение («М»), а не её название («Эм»).

    Называя букву, озвучивайте звук. При обучении малыша буквам следует произносить звуки, а не название букв. К примеру, говорите буква «С», а не «Эс» или «Се». Не усложняйте ребёнку задачу по обучению чтению, избавьте его от ненужных ему на данном этапе знаний: всё гениальное — просто! Меньше деталей, больше — по существу.

    5 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Занимайтесь с ребёнком часто, но понемногу.

    Занимайтесь с ребенком не более 15 минут за один раз.

    Детям до шести лет сложно удерживать свое внимание на одном и том же занятии. Не перегружайте ребенка, занимаясь с ним подолгу. Лучше заниматься с ребенком дважды в день по 15 минут, нежели один раз, но полчаса.

    Обучение чтению русских слов — это всё равно, что обучение чтению на иностранном языке: слишком много новой информации трудно воспринимается мозгом ребёнка. Поэтому целесообразно её разбить на много маленьких кусочков, каждый раз «проглатывая» по одному, чем пытаться за один раз втиснуть в головку малыша целый «пирог» непонятной информации.

    15 минут позанимались в игровой форме, желательно — с мотивацией за призы или в смешной, непринуждённой форме, а потом — отдых, переключение ребёнка на другие виды деятельности.

    6 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Уроки чтения предполагают и уроки рисования!

    Рисуйте буквы! Лучший способ запомнить букву – это нарисовать ее, а еще лучше — написать. Таким образом, вы сразу научите малыша читать, одновременно подготавливая руку к письму.

    Вообще здорово, если мама и/или папа ребёнка хотя бы немного разбирается в психологии и, в частности, знает, к какому психотипу относится его ребёнок — визуальному, аудиальному или сенсетивному/тактильному.

    Люди-визуалы лучше всего воспринимают и запоминают информацию, если максимально задействованы их глаза, органы зрения, т.е. для ребёнка-визуала самый лучший способ обучения чтению — это просмотр букв в детской азбуке и созерцание собственноручно написанных букв в тетрадке или на листе цветной бумаги.

    Ребёнок-аудиал лучше всего обучается, воспринимая информацию на слух. Т.е. такой ребёнок лучше всего запомнит букву, если вы произнесёте её ему четко вслух, и если он сам несколько раз вслух повторит её произношение и, желательно, сумеет провести ассоциацию этого звука с его написанием, изображением — буквой на письме.

    Ребёнок-тактильщик — ребёнок, который воспринимает жизнь через ощущения, через кожу, лучше всего сумеет научиться чтению, как это ни парадоксально звучит, научившись писать буквы. Или если у него есть фигурные буквы без лишних иероглифов по бокам, то ощупывая их.

    7 правило эффективной методики обучения чтению ребёнка: Закрепляем теорию на практике, в обычной жизни.

    Зачем нужны буквы? Ребёнку надо доходчиво, просто и понятно, объяснять, зачем же это мама с папой заставляют его учить все эти буквы. В чем смысл этой азбуки?

    В автобусе или гуляя по городу, показывайте ребенку различные вывески и названия зданий. Ребенок должен осознать, что изучение букв открывает перед ним новые интересные возможности. Пусть дитё ищёт в надписях на товарах и на остановках, в номерах автомобилей знакомые буквы и сообщает вам о своих находках!

    Обучение чтению тогда становится интересным для ребёнка, когда он осознает смысл сего процесса. Расскажите ребёнку, что овладев знанием мира букв, он сможет сам читать интересные детские сказки, а не ждать, когда мама освободится от готовки на кухне.

    Читайте также:  Как помочь ребёнку привить интерес к книгам
    Ссылка на основную публикацию