Как развивать математические способности у детей

Развитие математических способностей детей 6 лет по уникальной методике

6 лет для детей – очень важный возраст, ведь именно в это время многие из них идут в школу. Но на стандартных уроках далеко не всегда удается развить умение считать быстро и в уме. Позже это влечет за собой серьезные проблемы в старших классах и во взрослой жизни, когда от человека требуются более сложные вычислительные операции, чем 2*2. Распространенной является ситуация, когда школьники не могут выполнить какое-либо действие без калькулятора. Чтобы избежать этого, развитием математических способностей детей нужно заниматься уже в раннем возрасте, начиная с 6 лет. Родители должны знать, как развить у ребенка математические способности.

Как правильно развивать математические способности?

Нужно развивать математические способности детей уже с 5 лет. Развитие математических способностей у дошкольников нельзя ограничивать только домом, практикуйте математику везде, где бы вы ни находились с ребенком. Любая практика всегда интереснее теорию. Когда вы находитесь на улице, не забывайте считать окна в домах, ступени, птиц на деревьях. Ребенок быстро поймет, что счет полезен и необходим всегда. Посчитайте при ребенке деньги в магазине. Покажите, сколько монет нужно, чтобы купить, например, одну конфету, а сколько, чтобы купить коробку конфет.

Не забывайте, что математика – это не только счет, но и геометрия. Для начала просто познакомьте ребенка с основными фигурами. Их можно вырезать из бумаги или нарисовать карандашами и красками. Можно вырезать несколько квадратов, а затем их сосчитать. Усложняйте задачу, ищите геометрические формы в пространстве. Спрашивайте ребенка, на что похож мяч, какой формы стол, шкаф, ковер. Можно посчитать, сколько предметов одинаковой формы в комнате. Математика интересная и увлекательная. При правильной и ненавязчивой подаче ребенок быстро это поймет.

Способы развития математических способностей

Мамы и папы должны знать, как развивать математические способности ребенка 7 лет. Для этого есть несколько способов.

  1. Простейшие занятия по математическому развитию дошкольников можно начинать уже с трех лет. Задания должны захватывать ребенка, подаваться в игровой форме, в стихах или с помощью загадок или скороговорок. Нужно обращать внимание на то, как ведет себя ребенок во время занятий, какие задачи ему наиболее интересны. Не игнорируйте ребенка, если он отвлекается или теряет интерес. Малыши трех-четырех лет не умеют достаточно долго удерживать внимание на одном виде деятельности. Помните, что ваша задача не заставлять ребенка, а именно заинтересовать.
  2. Для начала попробуйте сформировать у ребенка понятие величины. Сравнивайте предметы: большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, широкий и узкий. Сравнительные понятия прекрасно готовят детский мозг к математическим занятиям.
  3. Для самых маленьких хорошо подойдут игры со счетными палочками, а также можно считать одинаковые предметы: игрушки, посуда, одежда и обувь.

Что делать, если ребенку неинтересно?

Попробуйте изменить форму преподнесения информации. Скорее всего, ваше объяснение слишком сложное для понимания малыша. Возможно, вы не используйте игровые элементы. Дошкольникам сложно понимать материал в обычном виде урока, к которому привыкли взрослые.

Им необходимо показывать и объяснять новый материал в игровой форме или в ходе развлечения. Сухой текст ребенок сложно воспринимает. Задействуйте в обучении дидактические игры или попробуйте применить интерактив.

Как развивать математическое мышление?

Можно ли развить у ребенка математические способности? Ответ: можно! Знаете ли вы, что можно развивать математические таланты легко, без нотаций и скучных решений примеров?

Ментальная арифметика – это методика, которой более 2000 лет пользуются во всем мире. Сейчас она рекомендована к применению специалистами из США, Великобритании, Японии, Канады – успешных и развитых стран.

Основная особенность методики – это работа со специальными счетами абакус, в которых используются косточки, расположенные на спицах.

Через некоторое время ученики становятся способны выполнять в уме сложные вычисления даже быстрее взрослых! К тому же, это вовсе не простенькие задачки на сложение, которые изучают в это же время их сверстники в 6 лет.

Ментальная арифметика, прежде всего, позволяет развить быстрый счет в уме, однако это не единственное ее назначение. Также методика позволяет:

  • развивать оба полушария мозга, способствует всестороннему развитию ребенка;
  • выработать уверенность в себе, способность к лидерству, самостоятельность;
  • творчески подходить к решению любых задач, подключать воображение;
  • находить воодушевление, достигать успехов по любым школьным предметам.

Ментальная арифметика особенна тем, что может пригодиться как в школе (при изучении каких-либо предметов), так и в дальнейшей жизни (при поступлении в вузы, практически в любой профессии). При этом методика рекомендована и взрослым в качестве профилактики проблем с памятью. Если вам интересно, то вы сможете тоже попробовать выполнять задачи по курсу, вместе с тем помогая ребенку.

Ментальная арифметика от Smartum

Основная особенность ментальной арифметики от центра Smartum – сочетание проверенных задач и передовых технологий.

Не секрет, что современные дети с детства хорошо владеют разной техникой и чем их заинтересовать – задача порой нетривиальная. Поэтому мы создали интерактивную онлайн-платформу, которая нравится даже непоседливым детям. Задачи выводятся на большой экран, сопровождаются визуальными и звуковыми эффектами. Поскольку платформа всегда находится в режиме онлайн, то вы сможете заниматься везде, где есть доступ к интернету.

Занятия проводятся в группах по 8-10 человек, отбираемых по возрасту, а значит, ваш ребенок легко найдет общий язык с другими. Сколько времени занимает развитие математических способностей шестилетних детей? Совсем немного: два школьных урока в неделю (1 занятие) и 15-30 минут на домашние задания каждый день. Поэтому, если ваш ребенок уже ходит в кружок или секцию, ментальная арифметика этому не помешает.

Приходите к нам в гости и решайте сами, насколько интересно у нас детям разного возраста. Мы помогаем развивать логическое мышление и тренируем навык быстрого устного счета как у подростков, так и у первоклассников, которые только делают свои первые шаги в освоении школьной программы.

Как развить у ребенка математические способности

Даже если вы не планируете воспитать гения вроде Эйлера или Пифагора, это еще не значит, что ваш ребенок обойдется без математики. Ведь алгебра и геометрия не просто предметы стандартной школьной программы, а нечто намного большее.

Они помогают развить интеллект, сформировать логическое и абстрактное мышление, натренировать силу воли. Но как заставить детей полюбить мир цифр? Ответ на этот вопрос очевиден для родителей, которые занимаются с малышами по всемирно известным тетрадям Kumon. Подробнее — в нашей подборке.

1. KUMON. Игры с числами от 1 до 150

Эта тетрадь предназначена для занятий с детьми от 4 до 6 лет. Поможет малышу запомнить числа до 150, развить мелкую моторику, освоить порядковый счет и полюбить мир цифр всей душой. Ребенка ждут игровые задания двух видов: соедини по точкам и раскрась по числам. Он будет с удовольствием выполнять эти увлекательные упражнения, и вам даже не придется его уговаривать.

Похожая тетрадь:

2. KUMON. Учимся считать от 1 до 120

Эта тетрадь не только поможет детям от 4 до 6 лет освоить счет, но и научит писать числа до 120. Ребенка ждут такие типы упражнений: «Впиши недостающие числа», «Соедини линией числа по очереди», «Обведи цифры, проговаривая их вслух». Выполняя задания по порядку, от легких к сложным, ребенок быстро запомнит форму цифр, отработает навык письма и подготовится к выполнению простых математических операций, таких как вычитание и сложение.

Похожие тетради:

3. KUMON. Математика. Сложение. Уровень 1

Рабочая тетрадь для дошкольников и первоклассников, которая поможет освоить действие сложения. С ней ребенок повторит порядковый счет и вспомнит, как пишутся цифры. А потом перейдет к новой теме и научится решать легкие примеры. Как во всех тетрадях Kumon, здесь задания усложняются постепенно, чтобы дети без проблем поняли, как складывать небольшие числа.

Похожие тетради:

4. KUMON. Математика. Вычитание. Уровень 1

Вместе с этой тетрадью ребенок повторит счет и сложение, чтобы затем выучить новую тему — вычитание однозначных и двузначных чисел. Ему не понадобится помощь взрослых: двигаясь от простых примеров к более трудным и самостоятельно сверяясь с числовым рядом, юный математик научится выполнять упражнения на вычитание без особых усилий.

Похожие тетради:

5. KUMON. Математика. Сложение и вычитание. Уровень 3

Сложение и вычитание для тех, кто уже хорошо освоил счет и научился совершать простые математические операции с двузначными числами. Если ребенок готов перейти на продвинутый уровень и решать более трудные примеры, ему пригодится эта тетрадь.

Читайте также:  Как научить ребенка готовить еду?

6. KUMON. Математика. Умножение. Уровень 3

Если ваш ребенок отлично справляется со сложением и вычитанием, самое время научить его умножать. С этой тетрадью он узнает, что такое многократное сложение и сможет перейти к следующему этапу. Решая примеры, маленький математик постепенно запомнит всю таблицу умножения.

Похожие тетради:

7. KUMON. Математика. Деление. Уровень 3

Тетрадь для учеников начальных классов и дошкольников, которые успешно освоили все предыдущие математические операции: счет, сложение, вычитание и умножение. Ребенок повторит умножение, чтобы лучше понять следующую тему, а также научится делить числа с остатком и без него.

Как развивать математические способности (советы родителям)
статья по теме

Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Заметив у ребенка интерес к математике, склонность заниматься ею, необходимо всемерно развивать эти интересы и склонности, поощрять детей в этом отношении. Если таких интересов и склонностей нет, следует попытаться пробудить их.

Надо помнить, что математические способности должны сочетаться с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике. Способности формируются и развиваются в деятельности. Интересующийся математикой ребенок, склонный заниматься ею, настойчиво изучает математику и тем самым энергично упражняет и развивает свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_razvivat_matematicheskie_sposobnosti.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать математические способности

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что развивать математические способности детей следует не только в том случае, когда эти способности уже заметно выражены или когда ребенка готовят к поступлению в математический вуз. Знание математики нужно для очень многих профессий, а способности могут развиться и позже на основе систематических занятий математикой, овладения знаниями, умениями и навыками в этой области.

Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Заметив у ребенка интерес к математике, склонность заниматься ею, необходимо всемерно развивать эти интересы и склонности, поощрять детей в этом отношении. Если таких интересов и склонностей нет, следует попытаться пробудить их.

Надо помнить, что математические способности должны сочетаться с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике. Способности формируются и развиваются в деятельности. Интересующийся математикой ребенок, склонный заниматься ею, настойчиво изучает математику и тем самым энергично упражняет и развивает свои способности.

Для пробуждения и развития интереса к математике важно популярно показать (не просто сказать об этом, а именно показать) ее значение для техники, физики и других отраслей науки, промышленности и сельского хозяйства. Хорошее средство формирования интереса к математике – постановка и решение практически значимых для ребенка задач (вычислить площадь участка довольно сложной формы, объем стога сена, произвести расчеты модели корабля или планера и т. п.).

Очень полезно (и это многократно проверено на практике) учащимся читать научно-популярную математическую литературу, решать интересные задачи на смекалку.

Замечательные математические пособия – книги:

  1. Я. И. Перельмана «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Живая математика»;
  2. Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки»,
  3. И. Я. Депмана «Рассказы о математике»;
  4. Б. А. Кордемского «Математическая смекалка»;
  5. Ф. Ф. Нагибина «Математическая шкатулка»;
  6. А. И. Островского и Б. А. Кордемского «Геометрия помогает арифметике»

а так же различные занимательные сайты:

http://develop-kinder.com – Развивающие заданий, игры и конкрусы по математике

www.math-on-line.com – каталог развивающих программ по математике.

http://udivit-matem.narod.ru/ – удивительная математика. Большой обзор занимательных задач по математике.

http://www.turgor.ru – занимательная математика для начинающих

http://childmath.ru – интересная Математика в младшем дошкольном возрасте

http://www.books4all.ru – книги по занимательной математике и арифметике

www.kindereducation.com – Занимательная математика и счет для дошкольников

— помогут вашим детям развить интерес к математике.

Математика математикой, но о здоровье ребенка никогда забывать не следует.

Родители детей, проявляющих способности к математике, должны учесть следующие обстоятельства.

  1. Некоторые дети, обладающие математическими способностями, ошибочно считают, что им можно особенно не утруждать себя занятиями математикой, так как способности их всегда «выручат». Учителя и родители должны постоянно убеждать их в том, что овладение математикой даже при наличии способностей требует настойчивости, трудолюбия, усидчивости , они должны терпеливо воспитывать эти качества, побуждать детей не отступать перед трудностями при решении математических задач , доводить дело до конца.
  2. Родителям необходимо также следить, чтобы развитие способных к математике детей не принимало одностороннего характера. Нам нередко приходилось встречать таких родителей, которые считали, что способным к математике детям не нужно «попусту тратить силы и время» на изучение русского языка, литературы, истории, географии. Они добивались от детей отличных знаний по математике и вполне удовлетворялись посредственными оценками по другим предметам. Это – глубокая ошибка. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры . Нужно всегда стремиться к всестороннему, гармоническому развитию личности.
  3. Очень важно, чтобы учителя и особенно родители правильно относились к математическим успехам детей и воспитывали бы и у них такое же правильное отношение к своим способностям.
  4. Способных к математике детей не следует демонстрировать знакомым, рекламировать их способности, не надо, особенно в присутствии этих детей, восхвалять их успехи, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо чаще обращать внимание способного к математике ребенка на то, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, только может быть, в другой области.
  5. Родители поступят правильно, если чаще будут говорить ребенку: «Ты лучше некоторых товарищей знаешь математику, но они превосходят тебя в другом: Костя лучше тебя рисует, а Ира – прекрасная фигуристка». Необходимо воспитывать у детей скромную самооценку.
  6. Уверенность в своей исключительности, своей одаренности часто вредна , так как школьник перестает работать над собой, у него формируются самоуверенность, зазнайство, пренебрежение к другим детям, самовосхищеиие и самолюбование, что, как известно, тормозит развитие способностей.

ЗАДАЧИ, ПОЛЕЗНЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Очень полезно, если учащиеся будут пытаться сначала решить эти задачи (по крайней мере, многие из них) в уме, а уж потом приступят к письменному решению. Учитель математики поможет в оценке правильности решения. Если школьник уже знаком с алгеброй, то полезно побудить его сначала попытаться найти арифметическое решение, а уж потом решить задачу алгебраическим путем. Задачи не только полезны, но они и интересны, и учащиеся обычно с большим увлечением и упорством решают их. Разумеется, отнесение задачи к тому или иному типу (исключая первые 3 типа) до некоторой степени условно.

  1. Задачи с несформулированным вопросом . В этих задачах нарочито не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.
  2. Задачи с недостающими данными . В задачах этого типа отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Школьник должен проанализировать задачу и доказать, почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи, чего не хватает, что надо добавить. В скобках указываются пропущенные данные.
  3. Задачи с излишними данными. В эти задачи нарочито введены дополнительные ненужные данные, до известной степени маскирующие необходимые для решения показатели. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы, для решения, и указать на лишние, ненужные (ненужные данные выделены курсивом).
  4. Задачи на доказательство . Сущность этих задач в доказательстве определенных положений. Учащиеся упражняются в построении правильного, обоснованного, последовательного рассуждения.
  5. Задачи на рассуждение (или составление уравнений).
  6. Задачи с несколькими решениями . Для упражнения гибкости мышления важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же задачи. Если эти решения неравноценны с точки зрения экономичности и рациональности, то ученик должен дать с этой точки зрения оценку каждому решению. Надо побуждать школьника найти наиболее рациональное, ясное, простое, изящное решение
  7. Задачи на соображение . Для решения указанных задач не требуется никаких специальных знаний, однако в ряде случаев необходимо проявить известную изобретательность.
  8. Задачи на логическое рассуждение . На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.
  9. Задачи с наглядным решением . Эти задачи сравнительно легко решаются с применением наглядно-образных средств (рисунков, схем, чертежей). Тренируется способность наглядно выражать математические соотношения задачи. Сначала ученика просят решить указанные задачи рассуждением, без опоры на наглядные образы.
  10. Задачи, требующие наглядных представлений . Задачи этого типа учащиеся должны решать в уме, без помощи карандаша и бумаги, без опоры на соответствующие фигуры или тела. Решение подобных задач тренирует пространственные представления, способность мысленно «видеть» соответствующие фигуры, тела, пространственные соотношения.

Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов

Сегодня – логические игры, завтра – пятерка по математике

Елена Разухина педагог-психолог образовательного центра “Аристотель”

Математика — наука непростая, однако нужна всегда и везде, недаром говорят, что математика — царица наук! Что делать, если освоение этого предмета вызывает у детей трудности? С чем это связано и как помочь ребенку?

Не стоит думать, что математические способности — это врожденный дар, с наличием или отсутствием которого нам придется смириться. Математические способности, так же, как и другие, можно и нужно развивать. Поэтому мы можем не только обучать дошкольника основам чтения, письма и счета, но и работать над формированием так называемого математического склада ума.

Что это такое? Скажем, если ребенок хорошо считает, складывает и вычитает, можем ли мы сделать вывод о том, что перед нами будущий математик? На самом деле вычислительные способности — это лишь одна грань из мира математической науки.

В общепринятом смысле математический склад ума — это предрасположенность к изучению точных наук, особенный взгляд на мир, в котором всегда есть место формулам, схемам и таблицам. Кроме того, математический склад ума подразумевает хорошо развитое пространственное, абстрактное и логическое мышление. Вот над этим мы с вами и можем поработать. С помощью различных дидактических игр мы можем развивать у дошкольника важные компоненты логического мышления.

Как научить ребенка сравнивать. Сравнение выражается в умении видеть одинаковое в различном и различное в одинаковом. Сравнивать можно по разным параметрам и критериям. Например:

  • Чем отличается круглый стол от квадратного? (формой)
  • Чем отличается деревянная дверь от железной? (материалом)

Сравнивать предметы можно по цвету, форме, величине, количеству, по принадлежности, по функциям и т.д.

Умение обобщать очень пригодится на уроках математики в школе. Многие задачи построены на обобщении. Ребенок-дошкольник уже использует в своей речи понятия «квадрат», «круг», «треугольник» и даже «трапеция», но мало кто из ребят способен назвать все эти понятия одним словом. Обучаем ребенка обобщать понятия:

  • Свекла, капуста, морковь — это овощи.
  • Куртка, свитер, брюки — одежда.
  • Врач, учитель, строитель — профессии.
  • Чашка, тарелка, кастрюля — посуда.

Также можно поиграть в игру наоборот («ограничить» понятие, подобрать примеры):

Анализ и синтез. Эти базовые мыслительные операции присутствуют во всех сферах человеческой деятельности. Анализируя, ребенок мысленно разделяет предмет или объект на его составляющие: растение — на корень, стебель, листья и плоды; радугу — на 7 цветов; сказочную историю — на отдельные повороты сюжета. Синтез — операция, обратная анализу. Дошкольники могут по признакам отгадать загаданный предмет, из букв сложить слова, а из слов — предложения. Всевозможные пазлы, в том числе и самодельные (когда мы разрезаем картинку или геометрическую фигуру, а потом собираем или склеиваем ее), также помогают тренировать эти навыки.

Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить классификацию предметов, объектов и их свойств. Классификация — это отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Для тренировки этой мыслительной операции можно делать следующие упражнения:

  • Разделяем всех животных на диких и домашних; фигуры — на «с углами и без».
  • Убираем лишнее в ряду: яблоко, груша, мяч (ребенок должен объяснить, что лишнее, обобщить оставшуюся группу предметов).
  • Усложняем задание: яблоко, груша, помидор.

Нередки случаи, когда в подобных заданиях дети дают на первый взгляд неправильные ответы, но если ребенок может аргументировать свой выбор (скажем, он выделил лишнее по цвету), то его вариант стоит засчитать.

С помощью вышеперечисленных методик мы также развиваем речь дошкольника, потихоньку помогая ему осваивать словесно-логическое мышление. Для юного математика умение соотносить, рассуждать и делать выводы — очень полезная вещь.

Всевозможные логические задачки, загадки, головоломки и ребусы — все это очень заинтересовывает дошколят и хорошо тренирует логическое мышление. В логической задаче всегда есть некий «подвох», и ребенок, зная это, концентрирует свое внимание и мотивирован на решение, на нахождение конечного результата. Вот несколько примеров таких задачек:

  • Маша и Таня рисовали. Одна девочка рисовала дом, другая дерево. Что рисовала Маша, если Таня не рисовала дом?
  • Два мальчика сажали деревья, а один — куст. Что сажал Антон, если Леонид с Антоном и Максим с Антоном сажали разные растения?
  • Ира на 5 см ниже Кати. Катя на 8 см выше, чем Лиза. Кто выше всех?

Разумеется, такого рода развивающие занятия должны быть не разовыми, а регулярными. Вы можете доверить развитие математических способностей специалисту, выбрав проверенный образовательный центр, или же заниматься с ребёнком самостоятельно. Так, тренируя логическое мышление, мы сможем подготовить хороший фундамент для успешного усвоения школьной программы и понимания математики ребенком.

Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

В первые годы жизни интеллектуальные способности ребёнка сильно зависят от наследственности и окружения. Старательный школьник, круглый отличник может быть совсем не похож на гения. Кстати, а после 40 уже поздно? Не совсем так. Вы можете развить интеллект ребёнка и возможности своего ума в любом возрасте.

В курсе развития мышления

  • 2 варианта занятий. Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. «Логические задачи», «Истина и ложь», «Умный счёт», «3D‑мышление».
  • Выбор сложности. Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание, память и способности к математике. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. 😉

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Пример задачи из курса ЛогикЛайк

Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

  • Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.

Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Эффективное развитие математических способностей у младших школьников: «Амакидс» делится опытом

К сожалению, современное общество всё чаще начинает считать математику исключительно профильным предметом, который в дальнейшем ребёнку не пригодится, если он не решит связать свою жизнь с ней. Однако математика – это не только предмет в школе. Это образ мышления, зарядка для мозга. Она развивает логику ребёнка, дедукцию, причинно-следственные связи. Информация усваивается поэтапно, структурировано. Развитие математических способностей школьников помогает им продумывать в уме дальнейшие действия, рассчитывать свои силы, думать на несколько шагов вперёд. Также она развивает левое полушарие мозга, а чем сильнее оно развивается, тем лучше проявляются склонности к чтению, письму, запоминанию фактов, имён, дат. Получается, чем больше развивается у ребёнка левое полушарие, тем ему проще учиться, информация запоминается быстрее, и грамотно структурируется в голове ребёнка. Это помогает ему находить доводы, отстаивать свою точку зрения, заранее продумывать свои действия.
Если ваш ребенок любит рисовать, петь, с удовольствием занимается танцами или спортом, обожает животных и любит читать, а с математическими науками у него не складывается, то эта статья для вас, уважаемые родители. Зачем заниматься развитием математических способностей у младших дошкольников, если к математике «душа не лежит»?

Ответ достаточно прост. Если рассматривать математику не как самоцель, а как инструмент развития умственных способностей ребёнка, то можно увидеть массу преимуществ в том, что школьник будет изучать математические дисциплины.

Что даёт развитие математических способностей у младших школьников?

  1. Во-первых, математика развивает аналитическое и дедуктивное мышление, а также учит прогнозированию.
  2. Во-вторых, развивает память, логическое мышление, умение рассуждать и делать выводы.
  3. В-третьих, математика тренирует интеллект, так как математические знания учат ребёнка удерживать в голове сложные абстрактные понятия, между которыми нужно выстроить определённую связь и найти правильный результат или сделать верный вывод.

Именно поэтому не стоит игнорировать математическое развитие младших дошкольников и школьников, потому что оно является базисом для полноценного интеллектуального развития ребёнка, причём не только в области точных наук, но и гуманитарных.

Способы развития математических способностей младших школьников

Какой бы ни был начальный уровень способностей ребёнка, их можно развивать. В первую очередь, поможет умение считать без калькулятора, в уме. Примеров использования предостаточно в обычной жизни, нужно лишь пользоваться удобным моментом для развития. Но если их недостаточно, то помогут различные ребусы, загадки, настольные игры.

Например, игра в шахматы. Шахматы способствуют развитию логического мышления, ребёнок начинает просчитывать не только свои варианты ходов, но и возможные ответы со стороны соперника на несколько операций вперёд. А головоломки и пазлы помогут не только с мелкой моторикой, но и с логикой пространственного мышления.

Несколько советов родителям для того, чтобы помочь развить математические способности младших школьников:

Проявите сами неподдельный интерес к школьной математике и развивающим играм. Важно, чтобы ребёнок подсознательно ощущал вашу поддержку, понимал, что то, чем он занимается, – важно и интересно.

Организуйте пространство вокруг школьника: повесьте в комнате различные плакаты, считалки, поставьте наглядные предметы для обучения. Например, головоломки или доску, на которой значительно интересней решать примеры.

Для того, чтобы ребёнку было проще запоминать и использовать всю информацию, можно применять одновременно несколько методов, а именно проговаривать условия задачи, зарисовывать и визуализировать их.

Обучение и тренировка – это непрерывный процесс. Если вы хотите добиться хороших результатов, то следует заниматься не только больше, но и регулярней.

Работа мозга сложна и требует постоянной подпитки. Важно чередовать умственную деятельность и физическую, чтобы в мозг поступало необходимое количество крови и кислорода. Ребёнку необходимо каждый день получать нужную долю белков, витаминов, кальция.

Ментальная арифметика – помощь в математическом развитии

Данный подход может существенно упростить решение и увеличить понимание задач, в которых необходимо применить арифметические знания, их наглядность для школьника, при этом делая это в интересной и занимательной форме. Мозг наиболее пластичен как раз в раннем возрасте, а используя методы ментальной арифметики, развиваются сразу оба полушария мозга. Помимо того, ребёнок учится выполнять сразу несколько действий одновременно.

В центры ментальной арифметики AMAKids приходят дети разных возрастов и с разными проблемами: у одних сложности с концентрацией внимания, другие плохо запоминают стихотворения, у кого-то полностью отсутствует интерес к учёбе, а кто-то просто не может быстро считать. Из-за всего этого у детей падает самооценка, уверенность в себе и полностью теряется мотивация к обучению в школе.

Наши занятия начинаются с изучения абакуса и с самых простых действий на нем — сложение/вычитание однозначных чисел. Кажется просто? Не всегда. Особенно учитывая, что у многих детей страдает мелкая моторика. Дети обучаются правильному физическому движению косточек на спицах, а также запоминают расположение костяшек на них. Одновременно дети учатся считать на воображаемом абакусе, представляя движение косточек ментально.

Благодаря онлайн-платформе скорость обучения возрастает в разы, программа усложняется с каждым занятием, дети учат счёт с переходом через перегородку, затем двузначные, трехзначные и так далее.

При регулярности посещения групповых занятий и ежедневной домашней тренировке в течение 15–30 минут AMAKids гарантирует следующие результаты. В 98% случаев дети начинают считать однозначные числа на воображаемом абакусе уже к концу первого месяца обучения (при этом скорость появления цифр на экране онлайн-платформы может составлять 0,5–0,1 секунды). Родители отмечают улучшение памяти и концентрации внимания у детей.

Если вы хотите узнать, как научиться ментальной арифметике, приходите к нам в AMAKids на пробное занятие. Мы познакомим вас ближе с самой методикой, расскажем и покажем на видео, каких результатов может достичь ваш ребёнок уже за 1 месяц занятий. Подробно объясним, как проходят тренировки в группе, и что должен делать ученик дома, чтобы улучшить свои оценки в школе.

Читайте также:  Приобщение ребенка к труду - как приобщить
Ссылка на основную публикацию